Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

В ярком свете луны

Туман у подножия гор.

Поля скрыты дымкой.

                        Басё

 


7-903-969 -58 -00


на главную
карта сайта

Скульптура Будды Шакьямуни

56. Будда, сидящий в позе лотоса "падмасана", правая рука - жест поучения.

Дерево, резьба, лаки.

Япония, к. XIX - н. XX в. Выс. - 97 см.

Имеется экспертное заключение.

Данная скульптура является образцом буддийской культовой пластики, выполненным в стиле позднесредневекового искусства Японии. Это изображение сидящего Будды, которого можно идентифицировать с образом исторического Будды Шакьямуни (яп. Сяка- буцу или Сяку-нёрай), индийского принца Сиддхартхи Гаутамы, достигшего в 35 лет состояния будды и проповедовавшего свое учения до 80 лет, до момента перехода в нирвану. В ранний период распространения в Японии буддизма, в VI-IX века, изображения Сяка-буцу были одними из главных в пантеоне махаяны, с дальнейшим развитием которого на первый план стали выдвигаться такие божественные персонажи, как Амида-нёрай, Дайнити-нёрай и др. Вместе с тем образы последних в религиозной системе японского буддизма находят соответствие образу Сяка-буцу. Так, Амида становится олицетворением великой медитации Будды Шакьямуни, поэтому и изображается он главным образом с дхьяни-мудрой, а Дайнити соотносится с Первой проповедью, которую Шакьямуни после Просветления прочел в Оленьем парке близ Сарнатха.

Изображение Будды выполнено в соответствии со сложившимся в буддийской пластике каноном, опирающегося в целом на общепринятые правила в скульптуре махаяны (Китая, Японии, Кореи, Индии, Вьетнама).

Внешний его облик, наделенный уже при рождении, согласно священным текстам, особыми "признаками совершенства" (в канонических текстах упоминаются 32 главных и 80 второстепенных отметин), имеет следующие приметы: на лбу урна - символ внутренней энергии и просветленности, слегка удлиненные мочки ушей - знак благородного происхождения, сильно прикрытые веками узкие глаза. Волосы трактованы в виде крупных завитков - согласно легенде, после совершенного Буддой обряда обрезания волос они закрутились в 360 локонов наподобие "раковин улитки". Высокую шапку волос на темени венчает выпуклость - ушниша (яп. буттё-сон), символ мудрости, один из главных признаков совершенного существа. Среди завитков спереди изображена круглая жемчужина (ходзю) - драгоценность,

символизирующая буддийское учение и самого

Будду, что является отличительной чертой иконографии японских будд

Будда показан в позе лотоса (падмасана) и с разными жестами рук: левая рука лежит на коленях в жесте медитации (санскрит, дхъяна, яп. дзёин), а правая рука поднята к плечу в жесте поучения (санскр. витарка, яп. тюбон дзёсё). В японской иконографии мудра поучения получила распространение с периода Камакура (1185-1333), причем с ней изображают как Шакьямуми, так и Амиду, бодхисатву Хёзо и др. В любом случае этот жест ассоциируется с Первой проповедью Будды Шакьямуни. Тело Будды, согласно канону, передано округлыми формами, "без сутулости и видимых мускулов". Монашеский плащ (уттарасангха) и накидка сангхати закрывают почти всю его фигуру, спадая с плеч крупными мягкими складками и оставляя открытой грудь. Края плаща образуют эллипсообразные линии не только на торсе Будды, но и на коленях вокруг открытых ступней, а на пьедестале в центре небольшими складками отмечен край нижней юбки антаравасаки. Верхняя часть юбки чуть приподнята с талии на грудь (волнистые ее края образуют подобие цветка) и схвачена поясом. Сзади большие рельефно выделенные складки полукругом пересекают нижнюю часть спины. Очень интересный и не часто встречающийся в круглой японской скульптуре элемент - крупная рельефная свастика (яп. кьёдзи) на груди Будды. Этот знак, связанный с древней солярной символикой, вошел в число "признаков совершенства", стал одним из символов добродетельного, благочестивого и обладающего благоприятной фортуной существа. Свастику помещают иногда на скульптурах Сяка-Нёрая, но чаще на фигурах бодхисатв.

Скульптура Будды выполнена отдельно и помещена на круглый пьедестал, обрамленный крупными лепестками лотоса - цветка, являющегося символом чистоты, свободы и незамутненности сознания высшего существа. Подобно тому, как из болотной тины вырастает чистый и прекрасный лотос, такой же выходит из суеты и грязи мира душа просветленного. Форма подобных пьедесталов восходят к памятникам эпохи Хэйан (794- 1185). В техническом отношении вся деревянная скульптурная композиция выполнена традиционным методом, называемым в Японии варихаги, т.е. из отдельно вырезанных и соединенных частей, внутри которых делаются выемки для облегчения веса скульптуры. Внешняя поверхность покрыта множеством слоев лака, возможно натурального уруси (t. Verniciflua), черного, темно-красного цветов и прозрачного с подкладкой из серебряной фольги, что создает эффект позолоты. Местами верхний лаковый слой утрачен, есть следы реставрации что свидетельствует об относительно долгом бытовании произведения.

Судя по стилистическим особенностям (не совсем типичные по сравнению с классическими образцами черты лица, орнаментальные детали и др.), данная скульптура Будды принадлежит либо к провинциальной школе культовой пластики Японии, либо выполнена в другой стране (возможно, в Китае или Юго-Восточной Азии), но в характерной японской стилистике конца XIX - начала