Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

Как будто аромат душистой сливы

Мне сохранили эти рукава,

Лишь аромат...

Но не  вернется та,

Кого люблю,о ком тоскую...

                  Аривара-но Нарихира

+7-903-969 -58-00

+7-903-000-62-13

на главную
карта сайта

T-40. Кофейный сервиз "Черный фарфор"

T-40. Кофейный сервиз на шесть персон.
Фарфор, роспись золотом, серебром и эмалевыми красками.
Япония начало ХХ века.
Мастерские Кутани.
Маркировка Кутани.
Экспертное заключение.
Размеры: Чайник выс - 17 см.
               Сахарница выс - 8.5 см.
               Молочник выс - 7.7 см.
               Чашка выс - 4.4 см.
               Блюдце диаметр - 9.5 см.
 
       В 1873 году Кутани с успехом экспонируется на Международной Выставке в Вене, после которой цены на него повышаются, а спрос среди коллекционеров растет. Так скромная мастерская трансформировалась в настоящую фарфоровую индустрию, где  почитается не только традиция мастера, но  приветствуются эксперименты и уважается самостоятельность мастеров.
 Каждое блюдце выглядит как вписанная в круг картина в тонком обрамлении золотого канта, идущего по краешку бортиков.  На дальнем плане возвышается гора, на переднем – постройки среди холмов на скалистом берегу, гигантские сосны нависают над строениями. 
    В отличие от большинства изделий Кутани с характерным полихромным декором, представленный на экспертизу сервиз расписан в уникальной двуцветной черно-золотой гамме. Предметы снаружи покрыты черной матовой эмалью цуякэси-куро, имитирующей бархатистую фактуру, которая часто называется «черная сажа».
    В необычной декорации фарфоровых сосудов сервиза нашла отражение весьма любопытная тенденция, сложившаяся в декоративном искусстве Японии в период Мэйдзи (1868-1912), когда художники и ремесленники, желая привлечь покупателя, прибегали не только к традиционным для данного вида декоративного искусства приемам, но изобретали новые. Словно соперничая друг с другом, они воспроизводили в другом материале и технологии достижения специалистов иного ремесла.
    В данном случае сочетание черного фона с рисунком золотом, в первую очередь, вызывает в памяти японские художественные лаки с доведенной до совершенства уникальной техникой маки-э (создание картины золотой и серебряной пудрой на лаке, чаще всего  черном). Она культивировалась в Японии с периода Хэйан (794-1185) – времени расцвета придворного искусства, когда лаковые предметы входили в круг вещей повседневного обихода и служили показателем утонченного вкуса и достоинства. В период Мэйдзи эстетику лаков маки-э имитировали мастера художественного металла компании Комаи, которая наладила выпуск изделий из железа, патинированных до черного цвета и тонко инкрустированных золотом, серебром и цветными сплавами. Устойчивый спрос на продукцию Комаи в конце 19 – первой трети 20 века, очевидно, и побудил декораторов фаянса бросить вызов успешным конкурентам на внешнем рынке, используя для этого возможности своего ремесла.