Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

Как будто аромат душистой сливы

Мне сохранили эти рукава,

Лишь аромат...

Но не  вернется та,

Кого люблю,о ком тоскую...

                  Аривара-но Нарихира

+7-903-969 -58-00

+7-903-000-62-13

на главную
карта сайта

66. Ваза "Самурайские сцены"


66. Ваза "Самурайские сцены"
Фаянс, лепка, роспись золотом и полихромными эмалевыми красками. 
Япония, период Мэйдзи (1868-1912) конец XIX века. 
Киото, тип сацума.
Мастер Нисида.
Высота - 96 см.
Экспертное заключение.

     Декор вазы выполнен в сложной технике кинрандэ – специфического плетения золотого и красочного слоя с эффектом парчи. На горле расположены два больших картуша с изображением играющих детей. Подобные изделия имели благопожелательный смысл – были пожеланием богатых и знатных сыновей. Переход от горла к тулову акцентирован большим декоративным и полосой выпуклого  лепесткового орнамента. Само тулово  украшают два больших картинных картуша с самурайскими сценами. Пространство между ними  заполнено фрагментами разных узоров – так называемой «мозаикой орнаментов».
 
     На внутреннем ободке подставки помещена иероглифическая надпись: Дай Нихон Кунихару Нисида сэй. Она свидетельствует, что ваза выполнена киотским мастером Нисида в период Мэйдзи (1868-1912). Его работы отличались применением сложных технических приемов. В этой вазе использована техника точечного наложения эмалей, секреты которой казались утраченными уже к концу первой четверти ХХ века. Разнообразием приемов отличается и позолота: от распыления золотой пудры  до послойного нанесения золота и инкрустации золотой фольгой.
     Для работ японских живописцев по керамике конца ХIX- начала XX в. были характерны творческие поиски, что убедительно демонстрирует указанные произведения. Мастер объединил сюжеты из жизни средневековой Японии и древнего Китая, природу и мифологию в декорации данных ваз. 
     Пышно декорированные, эффектные фаянсы в стиле сацума имели большой успех у европейских любителей японского искусства – их художественный облик отвечал представлениям о далекой экзотической стране. В парадных и библиотеках особняков знати нередко можно было увидеть сияющие золотом вазы, созданные в стиле сацума.  
    Ваза выполнена на высоком художественном уровне, имеет культурно-историческую ценность, представляет интерес для частных и музейных собраний.