Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

Как безмолвен сад!

Проникает в сердце скал

Тихий звон цикад.

                             Басё

7-903-969 -58 -00


на главную
карта сайта

195. Ваза "Цветущая слива и пион"

195. Фаянс, надглазурная роспись золотом, полихромными эмалями, железными красителями. Япония, период Мэйдзи (1868 – 1912)
Сацумские мастерские, автор Мэйгёкудзан

Высота 31 см.


   Представленное произведение является характерным образцом фаянсовой продукции эпохи Мэйдзи, выполненном в стиле  Сацума, который сложился в одноименной провинции во второй половине 19-го века. К концу столетия, распространившись по всей стране, он стал своеобразной визитной карточкой Японии. В это время страна активно вышла на мировой рынок со своими художественными изделиями, которые пользовались большим спросом в Старом и Новом свете. Устойчивой моде на «всё японское» способствовали магия экзотики, многообразие видов декоративно-прикладного искусства и высочайший уровень мастерства.
  Данный предмет – это декоративная ваза овоидной формы с низкой горловиной в виде раструба и расширяющейся книзу ножке.  Тело вазы спереди украшено деревом цветущей сливы и древовидного пиона. На тыльной стороне вазы изображена старая ветка сливы с молодыми цветущими побегами и цветами пиона. Раструб горловины и основание ножки декорированы геометрическими орнаментами.
   Японское искусство глубоко символично. Цветущая слива это олицетворение цикличности природы, символом грядущей весны, стойкости. Любование цветами «ханами» существует в Японии уже семнадцать веков: эта традиция возникла при императорском дворе в третьем веке нашей эры. Сейчас мы связываем это понятие с цветущей сакурой. Считается, что именно сакура ассоциируется с началом пробуждения природы от зимней спячки. Однако, любование цветами в Японии и начинается гораздо раньше, а весна заявляет о своем приходе вовсе не сакурой, а цветами японской сливы «умэ». Кажется, что зима еще в самом разгаре, а японские сады уже наполняются дурманящим ароматом цветущих деревьев.
Изображение молодых побегов на старом дереве сливы символизирует продолжение рода и преемственность  поколений.

На родине, в полях Касуга                                             Соперничая с белизною снега
Ищу я сливу средь снегов.                                             Упавшего с небесной высоты,
Но белые ее цветы                                                        У дома моего
Как мне узнать?                                                            На ветке сливы зимней
Ведь снег еще не тает!                                                  Цветут сегодня белые цветы !

Отикоти Мицунэ (нач. 10-го века)                                  Отомо Якамоти (716 – 785)


Роскошные пионы знаменуют приход лета.  Древовидному пиону выпала честь стать цветком императора и символом величия, царственности и богатства.
Справой стороны, снизу,  располагается «мон» клана Симадзу (герб правителя провинции Сацума) , а также надпись: «Сацума яки Мэйгёкудзан + као». Это свидетельствует о том, что изделие было выполнено в сацумских мастерских и расписано известным мастером Мэйгёкудзан, работавшим в конце 19-го века  в районе Авато в Киото