Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

В ярком свете луны

Туман у подножия гор.

Поля скрыты дымкой.

                        Басё

 


7-903-969 -58 -00


на главную
карта сайта

Ваза "Цветущие лилии"

291.  Перегородчатые эмали в стиле юсэн, серебряная проволока, техника гинбари, Япония конец 19 века. Высота 37 см. Экспертное заключение.

Это ваза с овоидной формой тулова и покатым оплечьем, плавно переходящим  в низкое цилиндрическое горло, с еле заметным раструбом. Изделие имеет латунную основу. Декорация выполнена в технике гинбари (досл. «натянутое серебро»). Она заключается в том, что полихромные стекловидные эмали положены на серебряную фольгу, методом юсэн, при котором из тонкой серебряной проволоки создавались перегородки, соответствующие контурам рисунка. После этого каждая ячейка заполнялась цветной эмалью. На последней стадии после обжига эмалевую поверхность тщательно полируют, она становится гладкой и блестящей, но сквозь слой прозрачной стекловидной массы сохраняется блеск фольги.
Японцы относились с особым вниманием и любовью к цветущим растениям, которые являлись излюбленной темой у живописцев и мастеров декоративно-прикладного искусства. На  поверхности вазы изображены цветущие лилии в виде круговой живописной композиции. В Японии распространено поверье, что если носить лилию (особенно на груди), то забудешь о несчастной любви, это встречается как в рассказах, так и в поэзии, вероятнее всего, корни этого находятся в Китае или Корее.
  С помощью клуазоне любовно прорисованы детали: абрисы стеблей, прожилки листьев и лепестки цветов. Создатель вазы использует широкий колористический спектр полихромных эмалей и вариаций их оттенков, что придаёт изображению особую живописность.
Эмали в Японии называли – сиппо - «семь драгоценностей», которые, по народным поверьям, приносили людям счастье. Поэтому изделия, украшенные эмалями, сами по себе воспринимались предметами добрых предзнаменований. Благопожелательный смысл усиливался соответствующим сюжетом декора. 
Ослепительно декорированные вазы, выполнены в технике клуазоне, в конце 19-го века пользовались невероятной популярностью в Европе и Новом свете, их называли «японским чудом».