Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

Как безмолвен сад!

Проникает в сердце скал

Тихий звон цикад.

                             Басё

7-903-969 -58 -00


на главную
карта сайта

Ваза "Клен и сакура"

259 А      Латунь, перегородчатые эмали, серебрянная и золотая проволока, Япония конец ХIХ века,Высота; 24,5 см. Экспертное заключение.

Это ваза с овоидной формой тулова и покатым оплечьем, плавно переходящим  в низкое цилиндрическое горло, с раструбом. Изделие имеет латунную основу, полностью покрытую полихромными опаковыми эмалями методом юсэн, при котором из тонкой серебряной и золотой проволочки  создавались перегородки, соответствующие контурам рисунка. После этого каждая ячейка заполнялась цветной эмалью. 
Японцы относились с особым вниманием и любовью к цветущим растениям, которые являлись излюбленной темой у живописцев и мастеров декоративно-прикладного искусства. На тёмно – синей  поверхности вазы, изображена цветущая сакура и клен с краснеющими листьями. Основание вазы и раструб украшены геометрическим орнаментами. Японское искусство глубоко символично. Цветущая сакура – символ весны и поэтический образ Японии:   «Узнать душу японца – взглянуть на сакуру, сияющую на солнце»; «Среди цветов – сакура, среди людей – самурай». 
Клен – символ осени, олицетворение неповторимой красоты второго в году расцвета природы. Представленные в одной композиции растения воплощающие весну и осень, является обозначением вечной жизни и гармонии.
  С помощью клуазоне любовно прорисованы детали: абрисы веток, прожилки листьев и лепестки цветов. Создатель вазы использует широкий колористический спектр полихромных эмалей и вариаций их оттенков, что придаёт изображению особую живописность. Контр-эмаль на внутренней поверхности и донышке вазы – зеленого цвета.
Эмали в Японии называли – сиппо - «смесь драгоценностей», которые, по народным поверьям, приносили людям счастье. Поэтому изделия, украшенные эмалями, сами по себе воспринимались предметами добрых предзнаменований. Благопожелательный смысл усиливался соответствующим сюжетом декора. 
Ослепительно декорированные вазы, выполнены в технике клуазоне, в конце 19-го века пользовались невероятной популярностью в Европе и Новом свете, их называли «японским чудом». По стилистике и высочайшему уровню исполнения данное произведение можно идентифицировать, как образец выполненный в мастерских, выдающегося японского эмальера - Хаяси Кодэнзи.