Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

В ярком свете луны

Туман у подножия гор.

Поля скрыты дымкой.

                        Басё

 


7-903-969 -58 -00


на главную
карта сайта

311. Буддийский алтарь дзуси в виде пагоды

311. Буддийский алтарь дзуси в виде пагоды
Япония конец XIX века.
Дерево, слоновая кость, резьба, гравировка, тонировка.
Общая высота 55 см.

   Настоящее изделие является образцом японского домашнего алтаря дзуси (ковчега для буддийских образов), выполненной в форме одноярусной и овальной в сечении пагоды с восьмискатной крышей. Модель сконструирована из дерева и облицованная панелями из слоновой кости, дополненными деталями, полностью вырезанными из слоновой кости. Поверхность обильно украшена рельефной резьбой и гравировкой, акцентированной коричневой тонировкой.  
   Камера пагоды покоится на многоступенчатом основании   из овальных блоков разного диаметра. Фронтальные стороны блоков украшены      гравированными орнаментами цветочных розеток, а также изображены: дракон рюдзин, птица хоо. Верхняя плита, непосредственно служащая постаментом для ковчега  декорирована морскими волнами. С лицевой стороны имеются парные дверцы, закрепленные на штырях. 
Внутри камеры помещена алтарная композиция из фигуры Будды Шакьямуни и сосуда расположенного спереди. В интерьере камеры воспроизведен также, символически обозначающий балдахин над алтарной группой. Спереди он спускается подзором, с  резными  краями.
  Снаружи стенки пагоды украшены гравированными изображениями архатов – святых проповедников буддизма. Они показаны в разных вариациях – в окружении облаков, среди скал и лотосов. На скате крыши запечатлена птица феникс Хоо, распростертые крылья которой, словно пробиваясь среди клубящихся облаков, простираются в клейма на боковых гранях и сзади. Таким образом, птица не только осеняет пагоду, но как будто обнимает ее со всех сторон. Навершие крыши выполнено в виде бутона лотоса.
  Данное произведение – интересный образец переносного буддийского ковчега, предназначенного для помещения на домашнем алтаре, или на специальную полку в традиционном японском доме. Как правило, подобные изделия изготавливались из дерева и лака, но с конца XIX века все шире стала использоваться слоновая кость, и резчики, которые раньше занимались созданием миниатюрной скульптуры, демонстрировали свое мастерство владения материалом. Обращение к слоновой кости в значительной мере было вызвано тем, что в конце XIX в. на Западе возник огромный интерес к японскому традиционному искусству, а слоновая кость ценилась гораздо выше, чем это было в самой Японии. Поэтому создавались традиционные алтари двоякого назначения – их  использовали и в самой Японии и покупали иностранцы, которые относились к ним как к любопытным экзотическим сувенирам. В орнаментации таких предметов нередко сочетались мотивы, заимствованные из разных источников. Настоящее произведение отличается тем, что автор четко следовал традиции исполнения алтарей в форме пагод. В соответствии  с каноном выполнен буддийский образ в алтаре и внешняя отделка.
   Алтарь посвящен Будде Шакьямуни, духовному учителю, легендарному основателю буддизма. В Японии широко почитался этот образ, поэтому домашние алтари, посвященные Шакьямуни, служили объектом религиозного почитания и одновременно воспринимались, как «предмет добрых предзнаменований», а изображение дракона и феникса на одном изделии выступало пожеланием гармонии – во Вселенной, в государстве, в семье, в душе человека.
      Высокий уровень исполнения и качество использованного в отделке материала позволяют говорить и о художественной ценности изделия и о его антикварной значимости. Оно может также представлять интерес для музеев соответствующего профиля.