Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

В ярком свете луны

Туман у подножия гор.

Поля скрыты дымкой.

                        Басё

 


7-903-969 -58 -00


на главную
карта сайта

16. Ширма "Гэндзи моногатари"


16  Ширма шестистворчатая 
Бумага, тушь, минеральные краски, золото гофун, 
Япония период Эдо (1600-1868) ХIХ век.
Школа Тоса. 
Высота - 172 см, ширина - 327 см.

     Эпоха Хэйан (VIII-XII век н. э.) создала японскую культуру. Вершиной хэйанской словесности был первый японский роман «Повесть о Гэндзи», как считается, написанный тысячу лет назад придворной дамой по прозванию Мурасаки Сикибу. Роман повествует о сыне императора, с юных лет своей красотой и утонченностью заслужившего прозвище Хикару («светлый»). Изящный кавалер и непревзойденный любовник не знал отказа у любой из благородных дам Киото, где его подвиги быстро стали легендой. Наконец, Хикару перешел грань и впал в немилость, был лишен титулов и отправлен в ссылку под именем Гэндзи как простой имперский чиновник, но и в северной глуши его слава не померкла, а ум, красота и деловые качества получили всеобщую известность. Позднее он был с почестями возвращен в столицу и там окончил свои дни. Хикару Гэндзи не знал счета своим победам, но всю жизнь искал идеал, одну единственную женщину. Только когда он решил, что нашел ее, судьба жестоко над ним посмеялась… Тем не менее, Гэндзи стал отцом одного императора, одной императрицы и основателем рода, который через 200 лет положил конец эпохе Хэйан.
 
      Школа Тоса — одна из старейших школ японской живописи. Существовала с начала XV до конца XIX века. Характерна подчёркнутой декоративностью, чистотой линий и филигранной детализацией живописной поверхности, красочным богатством и техническим совершенством. Расцвет школы приходится на годы жизни Тосы Мицунобу[en] (1434—1525). Тогда представители школы Тоса в наибольшей степени пользовались покровительством сёгуната и императорского двора.
      Школа Тоса сформировалась в начале периода Муромати (XIV—XV вв.), и просуществовала все годы Эдо, вплоть до эпохи Мэйдзи. Развивалась в русле традиций ямато-э, используя методы, идущие от древнего японского искусства. Сюжеты живописи часто имели повествовательную канву, и были основаны на известных японских литературных и исторических текстах (Гэндзи моногатари, Записки от скуки и др.)