Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

Как безмолвен сад!

Проникает в сердце скал

Тихий звон цикад.

                             Басё

+7-903-969 -58-00

+7-903-000-62-13

на главную
карта сайта

180. Панно "Самурай лучник на коне"


180. Панно "Самурай лучник на коне"
Ткань, стриженный бархат, рама роспись лаками, 
Япония, кон. XIX - нач ХХ в.
Размеры 67 х 57 см с рамой.

     Японцы научились не только умело держаться в седле, но и на полном скаку метко стрелять из лука. Техника стрельбы из лука с лошади была известна под разными названиями, но в конце концов за ней закрепилось «ябусамэ» 
Ябусамэ относится к корю — традиционным боевым искусствам Японии. Оно использовалось не только на войне, но также являлось частым состязанием во время профессиональных соревнований среди самураев.
Ябусамэ возникло в XII веке, во время правления сёгуна Минамото-но Ёритомо, который превратил его из упражнения в рамках военной подготовки в синтоистскую традицию. Искусство сохранилось по сей день, однако сейчас существует только в виде спортивного зрелища. 

      Произведение представляет образец текстильного производства периода Мэйдзи. В последней трети XIX века Япония стала активным участником международных выставок, где представляла произведения разных видов декоративно прикладного  искусства, в том числе и разнообразный  художественный текстиль. Основными формами были ширмы и панно, которые хорошо смотрелись в больших выставочных помещениях  и соответствовали вкусам западных зрителей. Наряду с вышитыми изделиями большой популярностью пользовались произведения, выполненные в технике биродо юдзэн (окрашенный бархат), получивший на Западе название «стриженый бархат».
      Бархат в Японию попал из Европы через Китай ещё в XVI веке. В то время он был очень дорогим материалом и был доступен только высшей знати. В XVIII веке бархат вошёл в круг тканей, используемых состоятельными гражданами. В 1878 году Нисимура Содзаэмон, владелец известного текстильного производства в Киото, стремясь разнообразить ассортимент выпускаемой продукции, стал использовать технику биродо юдзэн для создания текстильных панно с картинами похожими на живопись. На поверхности бархата вручную рисовалось изображение, включая обшитые нитями участки, которые потом выстригались. В результате появилось оригинальное произведение с рельефным эффектом. В этой технике воспроизводились картины художников прошлого времени, делались оригинальные эскизы, но особенно излюблены были пейзажи современных японских живописцев, соединявших  в своем творчестве национальные и европейские живописные приёмы.