В данном случае эта скульптура изображает
Ямабуси
) — горные отшельники в Древней Японии, в основном представители
буддийских школ сингон и тэндай, сформировавших свободное
сообщество и изначально слабо связанных с буддийскими святилищами и
монастырями.
В правой руке у персонажа стеклянный шар, который имеет весьма
разнообразную трактовку – солнце, луна, символ грома, яйцо, символизирующее
дуальность мироздания, жемчужина потенциальной силы, а в левой - опущенный веер
Синтоизм почитал горы
как священное место, где живут ками и куда удаляются души мертвых.
Чтобы зайти в подобное святое место, человек должен достаточно «очиститься».
Поэтому простые смертные не смели приближаться к этим местам. В качестве
средств для достижения необходимой чистоты, почитались буддийская и даосская
магия. Все это породило особый вид горных отшельников, называемых «ямабуси». Сочетая синтоистские верования
с буддийскими и даосскими практиками, они стали выполнять роль божественных
почтальонов. Если кто-то хотел обратиться к ками, он мог передать свою мольбу ямабуси,
а тот поднимался в горы и зачитывал мольбу ками.
Однако, власти стремились сами контролировать данную идеологическую сферу,
поэтому не признавали статуса ямабуси
и подвергали их гонениям. В конце периода Нара в горы стали уходить и
официальные монахи, недовольные коррупцией среди буддистов и их чрезмерным
вмешательством в государственные дела. Их стали называть святыми мудрецами (хидзири). Среди них были и основатели
двух первых буддийских школ Японии, тэндай
и сингон.
Такие аскеты были известны в Японии под разными
именами: кэндзя, сюгэндзя . Они славились своими магическими умениями, почитались как
лекари и медиумы (яп. 神子, мико, «волхв»). Как уже было отмечено,
многие из ямабуси были адептами школы
сингон — одной из ветвей буддизма
Ваджраяны, в соответствии с догматами которого Пробуждение можно обрести через
отшельничество, самосозерцание, изучение природы и созерцание мандалы. Школы
сингон и тэндай в одинаковой степени рассматривали горы как идеальное место для
отшельничества и созерцания природы.