Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

Как безмолвен сад!

Проникает в сердце скал

Тихий звон цикад.

                             Басё

+7-903-969 -58-00

+7-903-000-62-13

на главную
карта сайта

215. Скульптура "Ямабуси с веером"


215. Скульптура "Ямабуси с веером"
Бронза литье, прочеканка, гравировка, 
полихромное патинирование, золочение. 
Япония, конец XIX  века
Общая высота - 61 см. 
Экспертное заключение.

     Художественные работы по металлу, выполненные японскими мастерами, были и остаются одними из лучших в мире. Их поразительная точность в отображении даже самых мелких деталей поражает как простых обывателей, так и людей, близко знакомых с данным видом творчества. Высокое качество произведений объясняется вековым соблюдением традиций декорирования изделий.

     В данном случае эта скульптура изображает Ямабуси ) — горные отшельники в Древней Японии, в основном представители буддийских школ сингон и тэндай, сформировавших свободное сообщество и изначально слабо связанных с буддийскими святилищами и монастырями.

 В правой руке у персонажа стеклянный шар, который имеет весьма разнообразную трактовку – солнце, луна, символ грома, яйцо, символизирующее дуальность мироздания, жемчужина потенциальной силы, а в левой - опущенный веер

 Синтоизм почитал горы как священное место, где живут ками и куда удаляются души мертвых. Чтобы зайти в подобное святое место, человек должен достаточно «очиститься». Поэтому простые смертные не смели приближаться к этим местам. В качестве средств для достижения необходимой чистоты, почитались буддийская и даосская магия. Все это породило особый вид горных отшельников, называемых «ямабуси». Сочетая синтоистские верования с буддийскими и даосскими практиками, они стали выполнять роль божественных почтальонов. Если кто-то хотел обратиться к ками, он мог передать свою мольбу ямабуси, а тот поднимался в горы и зачитывал мольбу ками. Однако, власти стремились сами контролировать данную идеологическую сферу, поэтому не признавали статуса ямабуси и подвергали их гонениям. В конце периода Нара в горы стали уходить и официальные монахи, недовольные коррупцией среди буддистов и их чрезмерным вмешательством в государственные дела. Их стали называть святыми мудрецами (хидзири). Среди них были и  основатели двух первых буддийских школ Японии, тэндай и сингон.

Такие аскеты были известны в Японии под разными именами: кэндзя, сюгэндзя . Они славились своими магическими умениями, почитались как лекари и медиумы (яп. 神子, мико, «волхв»). Как уже было отмечено, многие из ямабуси были адептами школы сингон — одной из ветвей буддизма Ваджраяны, в соответствии с догматами которого Пробуждение можно обрести через отшельничество, самосозерцание, изучение природы и созерцание мандалы. Школы сингон и тэндай в одинаковой степени рассматривали горы как идеальное место для отшельничества и созерцания природы.