Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

Как будто аромат душистой сливы

Мне сохранили эти рукава,

Лишь аромат...

Но не  вернется та,

Кого люблю,о ком тоскую...

                  Аривара-но Нарихира

+7-903-969 -58-00

+7-903-000-62-13

на главную
карта сайта

77. Скульптура "Ямабуси с шаром и мечом"


77. Скульптура "Ямабуси с шаром и мечом"
Бронза, литьё, прочеканка, гравировка, полихромное  патинирование, золочение, стекло.
Подставка – красное дерево, резьба, лаки.
Япония, конец ХIХ века.
Общая высота – 62,5 см.
Экспертное заключение.

     Художественные работы по металлу, выполненные японскими мастерами, были и остаются одними из лучших в мире. Их поразительная точность в отображении даже самых мелких деталей поражает как простых обывателей, так и людей, близко знакомых с данным видом творчества. Высокое качество произведений объясняется вековым соблюдением традиций декорирования изделий.

     В период Мэйдзи ( 1868 – 1912 ) широкое распространение получила бронзовая пластика с изображением героев национальной истории и характерных типов. Подобные произведения экспонировались на Всемирных выставках конца 19 - начала 20-го века, где пользовались большим успехом. 
В данном случае эта скульптура изображает Ямабуси (яп. 山伏, реже 山臥 , букв. «скрывающийся в горах»: 山 — гора, 伏 — скрываться) — горные отшельники в Древней Японии, в основном представители буддийских школ сингон и тэндай, сформировавших свободное сообщество и изначально слабо связанных с буддийскими святилищами и монастырями.
    В правой руке у персонажа  стеклянный шар, который имеет весьма разнообразную трактовку – солнце, луна, символ грома, яйцо, символизирующее дуальность мироздания, жемчужина потенциальной силы, а в левой – обнаженный самурайский меч катана.

    Такие аскеты были известны в Японии под разными именами: кэндзя (яп. 賢者, «мудрец»), сюгэндзя (яп. 修験者, «горный отшельник»). Они славились своими магическими умениями, почитались как лекари и медиумы (яп. 神子, мико, «волхв»). Как уже было отмечено, многие из ямабуси были адептами школы сингон — одной из ветвей буддизма Ваджраяны, в соответствии с догматами которого Пробуждение можно обрести через отшельничество, самосозерцание, изучение природы и созерцание мандалы. Школы сингон и тэндай в одинаковой степени рассматривали горы как идеальное место для отшельничества и созерцания природы.