Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

Как будто аромат душистой сливы

Мне сохранили эти рукава,

Лишь аромат...

Но не  вернется та,

Кого люблю,о ком тоскую...

                  Аривара-но Нарихира

+7-903-969 -58-00

+7-903-000-62-13

на главную
карта сайта

280. Альбомный лист "Учитель музыки"


280. Альбомный лист "Учитель музыки"
Бумага, цветная ксилография.
Япония - ок. 1800 г.
Китагава Утамаро (яп. 喜多川歌麿, 1753—1806).
Школа: сюнга (весенние картинки)
Размеры: 23.5 х 37 см (формат обан) с рамой 48.5 х 61 см.
Экспертное заключение.

     Утамаро — мастер цветной ксилографии и живописец, работавший в стиле укиё-э.
В его биографии много белых пятен. Среди предполагаемых мест рождения художника фигурируют Эдо (ныне Токио), Киото и Осака. По дошедшей до нас легенде, вполне вероятно, что он был сыном куртизанки и владельца чайного домика, но доказательств этому нет. Его имя при рождении — Нобуёси, а Утамаро — псевдоним, который художник стал использовать с 1781 г.
     Однако достоверно известно имя его первого учителя — Торияма Сэкиен, и некоторые исследователи творчества Утамаро считают, что он и был отцом художника. Утамаро жил в доме Торияма, и их отношения продолжались до самой смерти учителя в 1788 г.
     Торияма Сэкиен был знатоком японского фольклора и работал в стиле школы Кано (моя любимая, классическая школа японской живописи). Его главным достижением была попытка собрать, систематизировать и изобразить в нескольких сериях печатных гравюр всех демонических существ японского фольклора, участвующих в ежегодном ночном тайном шествии нечистой силы.
     Карьера Утамаро развивалась постепенно. Самые ранние его работы, сделанные в середине 1770-х гг., — иллюстрации к дешевым массовым книжкам, фарсам и новеллам, а также к театральным либретто. Под псевдонимом Тоеаки художник сделал несколько портретов актеров в стиле театральной гравюры Кацукава Сюнсё. К концу 1780-х гг. Утамаро выпустил серию многолистовых интерьерных и пейзажных композиций и создал иллюстрации к альбомам, которые оказались одними из лучших книжных иллюстраций за всю историю укиё-э.
В начале 1790-х гг. художник сосредоточился на жанре бедзин-га — портреты красавиц. Утамаро изображал женщин в повседневных заботах, за туалетом, играющих с детьми, занятых по хозяйству. Художник делал серии подобных изображений, например, серия «Женщины за шитьем» и др. Говорят, что он нарисовал портреты самых красивых женщин Эдо.
     Еще при жизни художника некоторые из его работ через Китай попали в Европу и произвели огромное впечатление на европейцев. Утамаро — единственный из своих современников, получил прижизненное признание не только в своей стране, но и за ее пределами. Однако жизнь мастера закончилась почти трагически. В 1804 г. на пике своей популярности он опубликовал литографии «Хидаёси и его  пять наложниц» на тему запрещенного исторического романа. Иллюстрации были восприняты как оскорбление супруги правящего сёгуна, а следовательно наносили оскорбление и самому сёгуну, и за такой дерзкий с точки зрения властей поступок художник был заключен в наручники и провел 50 дней в тюрьме со связанными руками. Говорят, что  он так и не оправился до самой смерти, которая случилась через 2 года. Мастер умер  20 сентября 1806 года, ему было всего 53 года.