Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

Как безмолвен сад!

Проникает в сердце скал

Тихий звон цикад.

                             Басё

+7-903-969 -58-00

+7-903-000-62-13

на главную
карта сайта

14. Из серии "Великая битва между Минамото и Тайра при Дануре в Ясиме"


14. Из серии "Великая битва между Минамото и Тайра при Дануре в Ясиме"
Рисовая бумага, ксилография.
Размер 55 х 43 см (с рамой).

     Битва началась в полдень 25 апреля 1185 года. Начало было благоприятным для Тайра: течение залива, несущееся на восток, разбросало лодки противника, сделав их лёгкой мишенью для лучников. Однако в 2 часа дня направление течения изменилось на противоположное и переформированные силы Минамото ударили по вражеским судам, которые не могли сопротивляться силе воды и потеряли управление. К 4 часам флотилия Тайра была полностью уничтожена. Вместе с командирами и солдатами этого рода утонул малолетний Император Антоку, который унёс с собой на дно моря одну из реликвий Императорского дома — священный меч Аманомуракумо. Самураи Минамото-но Ёсицунэ успели спасти только две другие реликвии, мать утонувшего Императора и вражеских командиров: Тайра-но Мунэмори с сыном. Последние были вскоре казнены.

    Битва при Данноуре ознаменовала конец правления рода Тайра и обеспечила гегемонию рода Минамото в Японии. Она стала последней ступенькой на пути создания Камакурского сёгуната, первого самурайского правительства.
Битва считается одной из самых масштабных в истории Японии. На основе тогдашних событий было сложено много художественных и литературных произведений, в частности «Повесть о доме Тайра».
 
     Утагава Кунисада-I (яп. 歌川 国貞, известен также как Утагава Тоёкуни III (яп. 三代歌川豊国)) — крупнейший японский художник и мастер цветной графики (ксилографии) периода Эдо.

     Подробных сведений о жизни Утагавы Кунисады сохранилсь немного. Родился он в Хондзё, восточном пригороде Эдо, и первоначально носил имя Сумида Сёгоро (яп. 角田 庄五朗 Сумида Сё:горо:), а также Сумида Сёдзо (яп. 角田 庄蔵 Сумида Сё:дзо:). Там же и умер по прошествии почти 80 лет. Отец скончался, когда мальчику не исполнилось ещё и года. Семья жила на доходы от принадлежавшего ей парома. Талант к рисованию проявился у будущего художника рано. Его рисунки понравились Утагаве Тоёкуни, руководителю школы Утагава, в то время известному художнику, изображавшему портреты актёров театра кабуки, и в 1800 году он берёт юношу в ученики. От своего учителя Сумида Сёгоро получил имя Кунисада, первый иероглиф которого был взят из имени Тоёкуни.
     Первый известный оттиск работы Кунисады относится к 1807 году, однако следующие датируются уже 1809-10 годами. С 1808 года он работает как иллюстратор книг, причём популярность рисунков Кунисады растёт с каждым годом. В 1809 году он уже называется «звездой» школы Утагава, а в 1810-11 годах оценён как равный по мастерству своему учителю Тоёкуни. В 1808 или 1809 годах появляется его первая серия портретов театральных актёров; одновременно выходят серии видов города Эдо и бидзинга. В 1813 году был официально признан вторым по значению мастером стиля укиё-э (после его учителя Тоёкуни).
Начиная с 1810 года Кунисада использует псевдоним Гоготэй, встречающийся вплоть до 1842 года на всех его гравюрах по тематике кабуки, а с 1825 года также псевдоним Котёро — для всех остальных своих работ. В 1844 году Кунисада принимает имя своего учителя, и некоторые работы подписывает как Тоёкуни III.
 
     Утагава Кунисада входит в первую тройку великих мастеров укиё-э, вышедших из школы Утагава — наряду с Утагавой Хиросигэ и Утагавой Куниёси, при жизни далеко превосходя этих двух последних как по популярности, так и по продаваемости своих работ.