163. Декоративное панно “Утки мандаринки”
163. Декоративное серебряное, филигранное панно в технике Сибаяма и полихромных эмалей.
Вставка из слоновой кости инкрустирована перламутром и панцирем черепахи.
Япония, конец XIX века.
Мастер: Томонобу.
Высота – 18,5 см, ширина – 20,4 см.
Экспертное заключение.
Родоначальником этого стиля является Оноги Сэндзо (1775 – 1836 гг.), который приехал в Эдо (современный Токио) из селения Сибаяма, что в провинции Симоса ( современная префектура Ибараки). Он подписывал свои работы Сибаяма Сэндзо, т.е. добавил к своему имени название родного селения.
Наиболее популярным и востребованным этот стиль стал в эпоху Мэйдзи, когда, наряду с династией Сибаяма, подобные изделия стали создавать и другие мастера. Для этого типа изделий характерно сочетание лучших традиций национального декоративно – прикладного искусства с европейскими влияниями.
На панно изображена пара уток мандаринок плывущих под ветвями расцветшей сакуры. Утки-мандаринки осидори символизируют любовь и супружескую верность. Считается, что их привязанность настолько велика, что если их разлучить, они умирают. В то времена распустившаяся сакура являлась символом весны, радости жизни, исполнения надежд и обновления.
Изделие отличает мастерство исполнения и сдержанное благородство сочетания элементов декора на фоне благородно – серебряного отлива и теплого тона вставки.