Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

Как будто аромат душистой сливы
Мне сохранили эти рукава,
Лишь аромат…
Но не вернется та,
Кого люблю,о ком тоскую…

Аривара-но Нарихира

+7-903-969 -58-00

+7-903-000-62-13

на главную
карта сайта
Главная » Галерея » 57. Скульптура Будды Амиды (Шакьямуни)

57. Скульптура Будды Амиды (Шакьямуни)

57. Скульптура Будды Амиды (Шакьямуни)

 

57. Будда, сидящий в позе лотоса “падмасана”, руки сложены в жесте медитации.
Дерево, резьба, лаки.
Япония, к. XIX – н. XX в. Выс. – 116 см.

Имеется экспертное заключение.

      Данная скульптура является образцом буддийской культовой пластики, выполненным в стиле позднесредневекового искусства Японии. Это изображение сидящего Будды, которого можно идентифицировать с образом Будды Амиды или Будды Шакьямуни. Будда Амида (Амида-буцу, санскритск. Амитабха – “безграничный свет”) – один из самых почитаемых в японском пантеоне персонажей. В буддизме махаяны он является одним из пяти будд мудрости, происходящих от первоначального космического Ади-будды. Амида- буцу считается владыкой “Чистой земли” или “Земли счастья” (санскритск. Сукхавати, яп. Дзёдо), где он проповедует Дхарму, Закон Будды, и принимает под свое покровительство всех, взывающих к нему. Культ Амиды-буцу восходит к VI-VII векам, времени распространения в Японии буддийского учения, а с начала XII века, в конце периода Хэйан (794-1185), становится широко практикуемым по всей стране. Именно тогда в японском буддизме оформляется религиозное течение амидаизма, главным догматом которого является взывание к милости Амиды, бесконечное повторение славящей его молитвы (“Наму Амида- буцу” – “Слава будде Амиде”), что обеспечивает верующему спасение и вознесение в край вечной радости и райского блаженства. В космологической иерархии будд махаяны Амида рассматривается как земное воплощение исторического Будды Шакьямуни (яп. Сяка-буцу или Сяку-нёрай).Изображение Будды Амиды выполнено в соответствии со сложившимся в буддийской пластике Японии каноном, опирающегося в целом на общепринятые правила в скульптуре махаяны (Китая, Кореи, Индии). Внешний облик Амиды, по сути, практически ничем не отличается от изображений Будды Шакьямуни. Подобно основателю буддизма, наделенного уже при рождении особыми “признаками совершенства” (в канонических текстах упоминаются 32 главных и 80 второстепенных отметин), у Амиды на лбу урна – символ внутренней энергии и просветленности, слегка удлиненные мочки ушей – знак благородного происхождения, сильно прикрытые веками узкие глаза. Волосы трактованы в виде крупных завитков – согласно легенде, после совершенного Буддой обряда обрезания волос они закрутились в 360 локонов наподобие “раковин улитки”. Высокую шапку волос на темени венчает выпуклость – ушниша (яп. буттё-сон), символ мудрости, один из главных признаков совершенного существа. Среди завитков спереди изображена круглая жемчужина (ходзю) – драгоценность, символизирующая буддийское учение и самого Будду, что является отличительной чертой иконографии японских будд.      Будда показан с характерным жестом медитации дхьяна (яп. дзёин, или дзэн-дзёин, или хоккай-дзёин), причем правая ладонь лежит поверх левой, а большие пальцы расположены горизонтально и касаются друг друга. Такое исполнение мудры медитации в японской иконографии характерно для образов Будды Шакьямуни, тогда как у Амиды нередко указательные пальцы согнуты и касаются больших (мудра медитации мидано- дзоин)). Однако в целом Амида гораздо чаще изображается с жестом медитации, чем Шакьямуни. Тело Будды, согласно канону, передано округлыми формами, “без сутулости и видимых мускулов”. Монашеский плащ (уттарасангха) закрывает почти всю его фигуру, спадая с плеч крупными мягкими складками и оставляя открытыми грудь и часть живота. Края плаща образуют эллипсообразные линии не только на торсе Будды, но на коленях, между которыми полукруглой складкой отмечен край нижней юбки антаравасаки. Сзади отогнутый край плаща напоминает воротник кимоно, и большие рельефно выделенные складки полукругом пересекают спину.

      В традициях японского искусства выполнен и высокий сложносоставной пьедестал данной скульптуры. Он разборный, нижний пирамидальный ярус, отделанный лотосовыми лепестками и цветочным орнаментом, состоит из восьмигранников, средняя часть лотосовидная чашеобразная, поддерживаемая восемью фигурными ножками, на которой стоит маленькая, словно перевернутая чаша и круглое кольцо, наконец, верхний ярус образован из четырех рядов уложенных в шахматном порядке крупных лепестков лотоса. Что особенно характерно, за скульптурой установлен высокий остроконечный ореол, ажурная резьба которого состоит из переплетающихся стеблей с цветами лотоса. Формы подобных пьедесталов с ореолами восходят к памятникам эпохи Хэйан, как, например, статуя Будды Шакьямуни из храма Сейрёдзи (Киото, 987 г.) или скульптура Будды Амиды, сидящего на точно таком же пьедестале (монастырь Бёдоин близ Киото, 1053 г.).

      В техническом отношении вся эта деревянная скульптурная композиция выполнена традиционным методом, называемым в Японии варихаги, т.е. из отдельно вырезанных и соединенных частей, внутри которых делаются выемки для облегчения веса скульптуры. Внешняя поверхность покрыта множеством слоев лака, возможно натурального уруси (t. Verniciflua), черного и темно-красного цвета с подкладкой из серебряной фольги. Местами верхний лаковый слой утрачен, есть следы реставрации, что свидетельствует об относительно долгом бытовании произведения.

 

      Судя по стилистическим особенностям (не совсем типичные по сравнению с классическими образцами черты лица, орнаментальные детали и др.), данная скульптура Будды принадлежит либо к провинциальной школе культовой пластики Японии, либо выполнена в другой стране (возможно, в Китае или Юго-Восточной Азии), но в характерном японском стиле конца XIX – начала XX века. Произведение обладает историко¬художественной и антикварной ценностью