2. Из серии “Сто стихотворений ста поэтов. Поэт Сосэй Хоси” 1840 г.
Рисовая бумага, ксилография.
Размер: 54,7 х 42 см (с рамой).
Утагава Куниёси (яп. 歌川 国芳, 1798, Эдо — 14 апреля 1861, там же) — один из крупнейших японских художников и мастеров цветной гравюры конца периода Эдо, представитель жанра укиё-э. Настоящее имя художника — Игуса Ёсисабуро.
Поэт Сосэй Хоси – один из лучших поэтов IX века, входит в число «тридцати шести бессмертных поэтов» Средневековья. Сын поэта Хэндзе. После смерти отца в 890 году принял постриг, унаследовав храм Урин-ин (храм секты Тэндай, к северу от Киото, один из филиалов основанного Хэндзе храма Гангедзи). Участвовал в проводимых при дворе поэтических состязаниях, был признан одним из лучших поэтов своего времени. Позже переехал в Исоноками, в монастырь Реинъин. В 998 году принимал участие в поездке императора Уды к водопаду в Псино. Был прекрасным каллиграфом и часто приглашался для того, чтобы украсить поэтическими надписями ширмы. От него осталась домашняя антология «Сосэйсю». Его стихи входят во многие антологии, начиная с «Кокинвакасю».
Ты сказала: «Приду”,
И я каждую ночь на исходе
Этой Долгой луны
Ожидал… Луна восходила
И гостила до белого света.
Утагава Куниёси родился в семье красильщика шёлка. Отец его, Янагия Китиэмон, был в дружеских отношениях с Утагавой Тоёкуни, главой художественной школы Утагава. Первые уроки рисования мальчик получил в возрасте 10 лет, когда у них в семье проживал художник Кунинао. Другим учителем Куниёси считается Кацукава Сюнъэй, научивший его изображению сатирических и фантастических сценок, а также образов и актёров театра кабуки. В 1811 году мальчик поступает учеником в мастерскую Тоёкуни, где обучается до 1814 года. Тоёкуни также даёт ему его художественное имя — Куниёси.
Первые годы художественной деятельности были для Куниёси малоудачны. В 1814-16 годах он занимается иллюстрированием книг, в 1817 году не создаёт вообще ничего нового, в период с 1818 года по 1826-й находится лишь несколько издателей, согласившихся напечатать некоторые его работы. На жизнь Куниёси зарабатывает в основном набивкой и ремонтом татами. Живёт в постоянной нужде, к тому же в 1820 году он женится.
С 1827 года положение художника улучшается. Он получает от издателя по имени Кагая Китибэй заказ на создание 5 картин для серии гравюр 108 героев Суйкодэн. Листы эти хорошо раскупались, и Куниёси были поручены и все остальные «герои» серии. Художник создаёт также изображения серии героев других произведений и преданий, литературные иллюстрации, сцены из театра кабуки, пейзажи. К 1842 году он занимает почётное место среди мастеров художественного направления укиё-э, войдя в тройку его лучших художников — наряду с Утагавой Хиросигэ и Утагавой Кунисадой.
В 1842 году, в результате так называемых реформ Тэмпо, изменились и условия работы для художников укиё-э. Так, им было запрещено отныне изображать театральные сцены, актёров, гейш и куртизанок. Куниёси пишет свою «кошачью» серию, делает гравюры из воспитательной серии для домохозяек и детей, изображает национальных героев в серии Традиции, мораль и благочиние. В 1843 году мастер был предупреждён властями за изготовление карикатур на сёгуна и его первого министра, его гравировальные доски были конфискованы и уничтожены. Постепенно строгость запретов расшатывается, и к концу 1840-х — началу 1850-х годов художник возвращается к теме кабуки.
До 1855 года Куниёси работает во всех областях цветной гравюры, но с 1855 он ограничивается исключительно областью книжной иллюстрации.
К 1853 году художник скопил значительное состояние, которое затем разделил среди своих учеников.