178. Скульптура «Тигр»
Бронза, литьё, прочеканка, гравировка, патинирование.
Подпись : Тидзан саку
Япония конец ХIХ века
Длинна – 61 см. высота -34 см.
Экспертное заключение
Настоящее изделие является характерным образцом японской скульптуры периода Мэйдзи (1868 – 1912гг.) созданной в технике художественного литья с последующей прочеканкой, гравировкой и патинированием поверхности, традиционным методом «рогата» («форма утраченного воска»), сложившихся при буддийских монастырях в период раннего средневековья.
Подобные произведения пользовались большим спросом и в самой Японии и за рубежом. Однако, такие скульптуры, хотя они и тиражировались, не были массовыми, поскольку традиционная техника отливки «рогата», применявшаяся ещё в древности, была трудоёмкой и требовала высокой квалификации. То же самое можно отметить о виртуозной технике художественной обработки поверхностей композиции ( прочеканка, гравировка и т.п.).
Хищник как будто внезапно замер на ходу и стоит, прогнув спину, подняв голову и грозно оскалившись. Пасть широко раскрыта, уши растопырены. Кончик напряженно вытянутого во всю длину хвоста загибается крючком вверх. На шкуре виден характерный узор, переданный тонированными полосами металла в комплексной технике, сочетающей горячую и холодную обработку.
Произведения японского художественного металла стали известны на Западе только во второй половине 19-го века, когда Япония прервала более чем двухсотлетнюю изоляцию и начала принимать активное участие в первых Всемирных выставках второй половины 19 – начала 20 века. Они стремились познакомить мир со своей историей и культурой, с обычаями и традициями, с достижениями художественных ремесел. Так, на протяжении многих веков японские мастера художественного литья развивали искусство составления сплавов, которые можно было тонировать, применяя другие сплавы и кислоты природного происхождения для того, чтобы создать необычайно широкий диапазон оттенков и совершенствовать мастерство отделки в разных стилях. Изделия поразили западную публику высокой техникой исполнения, необычным отношением к материалу, к цвету и фактуре, а также искусством удивительного патинирования и разнообразием техники гравировки.
Созданная в металле декоративная скульптура с изображением животных приобрела особую популярность в период Мэйдзи (1868 – 1912гг.). В ней органично сочетались воспринятые японскими мастерами уроки западноевропейской анималистической скульптуры и натуралистические традиции национальной пластики. Такие произведения в значительной степени соответствовали западному вкусу и пользовались в указанный период спросом на внешнем рынке.
Скульптура «Тигр» принадлежит к популярному жанру пластических серий – так называемых «натуральных картин», в которых животные изображались в разных ситуациях и состояниях. В данном случае натурализм облика смягчен мягкой пластичной манерой трактовки форм, мастерски передающую грацию тигра. Поверхностная отделка отлитой модели отличается совершенством и особой деликатностью в передаче форм.
Образ тигра – хищника, который не обитает на японских островах – пришел в японскую культуру из Китая. Согласно древним космогоническим представлениям, областью правления тигра является ветер, господствующий над горами и деревьями. Тигр был связан также с символикой принятого на Дальнем Востоке циклического календаря. Его изображения в год Тигра считались благопожелательными . В буддийской традиции тигр в бамбуковой роще олицетворял идею «слабый защищает сильного», когда мощный и свирепый зверь оказывается под покровительством гибкого и склоняющегося от бурь и ветров, но стойкого бамбука. Кроме того тигр олицетворял яростную бескомпромиссную атаку доблестного воина.