T-17. Кофейный сервиз “Времена года”
Кофейный сервиз на шесть персон.
Фаянс, лепка, роспись золотом, полихромными эмалевыми и железными красителями.
Япония, период Мэйдзи (1868-1912)
Мастерские: Сацума.
Экспертное заключение.
Размеры: Чайник выс – 16.5 см.
Сахарница выс – 10 см.
Молочник выс – 10 см.
Чашка выс – 4.2 см.
Блюдце диаметр – 11.7 см.
Пиала диаметр – 6.5 см.
Термин Сацума закрепился за изделиями мастерских этого княжества после Международной выставки в Париже в 1867 году. Невероятная популярность этой продукции способствовала тому, что подобные вещи стали производить и в других местах Японии – в Киото, Осака, Токио, Иокогама. Таким образом, слово Сацума стало обозначением типа изделий.
Сики-э – буквально «картина четырёх сезонов» или «картина четырёх времён года», популярная тема японской живописи, представленная разными стилями и жанрами. Картины «четырёх сезонов» изображают японские пейзажи, флору в различные времена года, обычно чередующиеся от весны к зиме, что отражено в декорации данного сервиза.
Хризантема – олицетворяет осень, символ благородства, стойкости и чистоты души. Это источник вдохновения поэтов и художников, это цветок из лепестков которого, по преданию, изготавливается напиток продлевающий жизнь.
Цветущая сакура– символ весны и поэтический образ Японии: «Узнать душу японца – взглянуть на сакуру, сияющую на солнце»; «Среди цветов – сакура, среди людей – самурай».
Клен – символ осени, олицетворение неповторимой красоты второго в году расцвета природы. Представленные в одной композиции растения воплощающие весну и осень, является обозначением вечной жизни и гармонии.
Слива умэ – это больше, чем слива, это и символ космического значения, выражение возрождения и непрерывности жизни. В Японии слива умэ прежде всего ассоциируется с началом весны, ведь это дерево зацветает одним из первых. У японцев цветок сливы – символ весны, торжествующей над зимой, добродетель и мужество, преодолевающие трудности, брак и счастье.
Глицинии символизируют молодость, женскую красоту, поэзию, исцеление. В самой ее очаровательности и элегантности – отражение японского духа и чувства прекрасного.
Ирис в Японии совершенно справедливо считается одним из самых неприхотливых и выносливых растений, это цветок самурая, символизирующий стойкость мужчины и воина.
Для работ японских живописцев по керамике конца ХIX- начала XX вв. были характерны творческие поиски, что убедительно демонстрирует указанные произведения. Мастер объединил символы Японии природу, истрию, мифологию в декорации данных изделий.
Сервиз имеет высокохудожественную и антикварную ценность, представляет интерес для частных и музейных собраний.