113. Скульптура “Фазан”
113. Скульптура “Фазан”
Бронза, литье, прочеканка, гравировка,
полихромное патинирование, золочение.
Япония, конец XIX века.
Высота – 22 см, длина – 37 см.
Экспертное заключение.
Скульптуру отличает высокое качество утонченной моделировки формы, очень достоверно воспроизводящей пластику птицы, ее природную грацию и величие, особенности оперения. Фазан стоит, подняв голову и слегка повернув вправо. На затылке, словно торчащие ушки, поднимаются два хохолка. Клюв плотно сомкнут. Хвост сложен и вытянут во всю длину. Обнаженная кожа вокруг сияющих золотом глаз с глубокой чернотой зрачков выделена красным лаком чуть приглушенного цвета.
Деревянная подставка представляет собой фрагмент ствола поваленного дерева. Таким образом, постамент и фигура птицы образуют целостную композицию, которая является замечательным примером созданной в пластике «натуральной картины».
Фазан на Дальнем Востоке- это эмблема почета, знак отличия человека, успешно продвигающегося по служебной лестнице. Кроме того, в Японии эту птицу считали «исконно японской», ее воспевали в поэзии со времен первой антологии: «Собрание мириад листьев» (8-ой век), в которой были собраны стихи многих поколений поэтов и жемчужины народного творчества – песни землепашцев, рыбаков, простых людей. Фазан считался священной птицей, связанной с семьей, родительской заботой. Его голос напоминал о родном доме, его называли «ночным журавлем», что означало «пожелание долголетия родному гнезду». Народное поверье приписывало ему способность поедать змей, а аристократы любовались его красотой. Поэтому изображение фазанов вызывало в памяти поэтические творения ушедших поколений. Возможно, данная иконография навеяна знаменитым трёхстишием Ёса Бусона ( 1716 – 1783):
Долго тянется день.
Фазан на мосту уселся –
Не улетает…