152. Скульптура “Заяц”
152. Скульптура “Заяц”
Бронза, литьё, прочеканка, патинирование.
Япония, конец ХIХ века
Высота – 18.5 см.
В императорском Китае лунный заяц являлся одним из двенадцати символов суверенитета — его изображение размещалось на правом плече парадных императорских одежд. Его считали предвестником удачи. В иконографии и живописи белый заяц обозначал божество, а красный — удачу и успешное царствование.
Японцы позаимствовали у китайцев многие символы, в том числе и лунного зайца, которого называют Цукино Усаги. Благодаря игре слов — «рисовая лепешка» и «полная луна» обозначаются одним словом («мочи») — японский лунный заяц вместо эликсира бессмертия толчет в своей ступке рис для лепешек «мочи». В период Муромати (1392-1573) в первый день Нового года стало принято подавать к столу рисовые лепешки и суп озони, сваренный из овощей и рыбы. Пару лепешек разного диаметра использовали для специального обряда. Одну из лепешек, меньшую по размеру, помешали поверх другой и разрезали их вместе на части по числу членов семьи, а затем каждый съедал свой кусок. Такой обряд должен был ублажить духов и принести в дом счастье. Этот обычай сохранился и в современной Японии.