111. Пара скульптур “Нио”
111. Пара скульптур “Нио”
Бронза, литье, прочеканка, патинирование.
Япония, период Мэйдзи (1868-1912)
Высота обоих скульптур по – 40 см.
Нио (другие названия – Конгорикиси, Сюконгодзин) – собирательное имя двух буддийских храмовых божеств-охранителей, статуи которых было принято устанавливать у входа в храм по обе стороны от ворот; иногда их помещали подле ритуального помоста со статуями будд. Нио – божества гневные, как и подобает охранителям, готовым оказать достойный прием любому нечестивцу, задумавшему осквернить храм. У одного из них (Аджу) открыт рот, символизируя священный санскритский слог «Аум», тогда как у другого (Анджу) он закрыт, соответственно символизируя слог «хум». В искусстве нэцкэ изображение Нио – сюжет довольно-таки редкий. Подчас же резчики представляли Нио за, казалось бы, совсем «небожественным» занятием – плетением сандалий. Однако считалось, что эти сандалии (варадзи)придают ногам владельца необыкновенную мощь. В префектуре Ибараки возле Нио находятся варадзи длиной в 2,8м. По преданию, они принадлежали самому Будде, позволяя тому двигаться со скоростью современного экспресса.
Нио были известны в Японии, начиная с VIII в. Прообразами этих божеств являются будда Ваджрадхара (санскр. держатель ваджры, т.е. палицы) и бодхисаттва Ваджрапани (санскр. рука, держащая ваджру). Перевод их имен на китайский и японский позволяет получить целый ряд вариантов (кроме уже указанных Нио, Конгорикиси и Сюконгодзина), поэтому их всех считают одним божеством. Тем не менее, ученые особо выделяют пару Нио (или Конгорикиси), трактуя их в качестве народных божеств-охранителей ворот. Сюконгодзин же – менее распространенное божество, вооруженное дубиной или палицей. Кстати, в плане источников для возникновения образа Нио следует назвать и двоюродного брата Будды Девадатту, его охранявшего, а также бога-воителя Индру и его прародителя Якшу, стоявшего на страже ворот. Нио принято изображать по пояс обнаженными, с могучими мускулистыми торсами.