10. Гравюра «Мусасибо Бэнкэй»
Рисовая бумага, ксилография.
Размер: 51 х 40 см (с рамой).
Утагава Куниёси (яп. 歌川 国芳, 1798, Эдо — 14 апреля 1861, там же) — один из крупнейших японских художников и мастеров цветной гравюры конца периода Эдо, представитель жанра укиё-э. Настоящее имя художника — Игуса Ёсисабуро.
Утагава Куниёси родился в Эдо в семье красильщика шелка. Он проявил свои способности к рисованию в возрасте 12 лет, привлек внимание известного мастера укиё-э Утагава Тойокуни, и был официально принят в его школу в 1811 г., где стал одним из главных учеников. Окончив обучение, в 1814 г. Утагава Куниёси стал независимым художником. Между 1815 и 1817 гг. он создал ряд книжных иллюстраций, но впоследствии столкнулся с отсутствием заказов из-за жесткой конкуренции со стороны других художников. Долгое время был вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением и продажей татами. Известность пришла к Утагава Куниёси только после 1827 г., когда он получил заказ на создание серии иллюстраций к популярному в Японии китайскому роману «Речные заводи». Именно тогда начал формироваться собственный стиль художника. Несмотря на то, что Утагава Куниёси пробовал себя в самых различных жанрах, чаще всего он работал в жанре муся-э – героической гравюры. Среди учеников Утагава Куниёси были такие талантливые художники как Цукиока Ёситоси, Утагава Ёсиику, Утагава Ёсикадзу.
Сайто-но Мусасибо Бэнкэй (яп. 西塔の武蔵坊弁慶 Сайто:-но Мусасибо: Бэнкэй, 1155—1189), обычно называемый просто Бэнкэй, был японским воином-монахом (сохэем), служившим Минамото-но Ёсицунэ. Он обычно изображался как человек большой силы и верности, являясь популярной темой японского фольклора. Так как хроника «Адзума кагами» упоминает о нём только два раза, большая часть истории считается вымыслом. Его жизнь была приукрашена и искажена в более поздних произведениях, таких как Гикэйки, постановки театров но и кабуки.
Он поступил в монастырь в раннем возрасте, и много путешествовал по разным обителям Японии. В этот период японские буддийские монастыри были важными административными и культурными центрами, а также самостоятельными военными организациями. Как и многие другие монахи, Бэнкэй, вероятно, прошёл обучение по владению нагинатой. В возрасте семнадцати лет, его рост, как говорили, составлял более двух метров. Покинув монастырь, он стал ямабуси, членом секты горных монахов, которые были узнаваемы по черным шапкам. В такой шапке Бэнкэй часто изображался на японских гравюрах.Бэнкэй, по преданию, пришёл на мост Годзё в Киото, где разоружал каждого проходящего фехтовальщика, и в конечном итоге собрал 999 мечей. Но во время своего тысячного поединка сам был побеждён Минамото-но Ёсицунэ, сыном военачальника Минамото-но Ёситомо. С той поры Бэнкэй становится вассалом Ёсицунэ и сражается вместе с ним во время войны Гэмпэй против клана Тайра.[1] Ёсицунэ приписывают большую часть военных успехов клана Минамото против Тайра, особенно окончательную победу в морском сражении при Данноура. Однако после недолгого триумфа против Ёсицунэ выступил его старший брат Минамото-но Ёритомо.
Последовали два года испытаний, во время которых Ёсицунэ был объявлен вне закона, а Бэнкэй оставался его верным спутником. В конце концов, они были окружены в замке Коромогава-но Татэ. Поскольку Ёсицунэ удалился к внутренней сторожевой башне замка, чтобы самостоятельно совершить ритуальное самоубийство (сеппуку), Бэнкэй выступил на мост перед главными воротами, чтобы дать ему время. Рассказывают, что воины боялись пересечь мост, никто не осмелился противостоять Бэнкэю. Все, кто это сделал, встретили быструю смерть. Когда сражение уже подходило к концу, неприятели заметили, что пронзённый стрелой и весь покрытый ранами, Бэнкэй стоял не шевелясь. Когда смельчаки пересекли мост и приблизились к нему, то гигант упал. Он умер стоя. Этот вид смерти стал известен как «стоячая смерть Бэнкэя» (яп. 弁慶の立往生 Бэнкэй но татио:дзё:).