183. Окимоно “Семь богов счастья”
Слоновая кость, резьба, гравировка, тонировка.
Япония, конец XIX века.
Мастер: Хидэмицу.
Высота – 8 см.
Экспертное заключение.
Группа скульптур – окимоно представляет собой традиционный сюжет– Ситифукудзин (Семь богов счастья), часто используемый резчиками нэцкэ и окимоно.
Образ семи божеств – счастья окончательно утвердился в эпоху Эдо (1603 – 1868 гг.) и был популярен в народе. Эти персонажи заимствованы из других восточных культур, только одно божество Эбису имеет японские корни.
Фукурокудзю – бог долголетия и учёной карьеры, иногда его считают воплощением сразу трёх божеств: бога счастья ( фуку), бога богатства (року), бога долголетия (дзю). Изображен в образе старца с чрезмерно вытянутой головой и посохом в правой руке.
Дзюродзин – бог мудрости и долголетия, изображен в одеждах китайского чиновника с сучковатым посохом и свитком в котором записаны судьбы всех существ.
Бэндзайтэн (Бэнтэн) – богиня знания красноречия, музыки, покровительница – писателей, ораторов, музыкантов, поэтов и художников. В руках держит музыкальный инструмент – биву.
Эбису – бог счастья и удачи, покровитель рыбаков, мореплавателей и торговцев, часто изображается с длинной удочкой и пойманной рыбой тай – символом удачи.
Дайкоку – бог счастья и достатка, покровитель домашнего очага, изображён с волшебным молотком – колотушкой уцидэ в руке.
Хотэй – бог процветания, благополучия, радости и довольства. Изображается смеющимся бритоголовым толстяком в монашеском плаще с холщевым мешком за спиной и веером утива в руке.
Бисямонтэн – бог счастья, защитник от зла, изображен в воинских доспехах с пагодой в левой руке, символизирующей воплощение божественного сокровища буддийского учения, и бисямон-яри в правой. Он – защитник законов и учения Будды, гонитель демонов, наделен даром исцеления, покровитель богатства, даритель хорошей удачи, считается воплощением силы и благородства.