12. Лист из серии “Сто видов Луны. Луна на острове Ицукусима” №21, 1886 г.
Рисовая бумага, ксилография.
Размер: 52 х 41 см (с рамой).
Цукиока Ёситоси (Тайсо Ёситоси) (яп. 月岡芳年; 30 апр. 1839 – 9 июн. 1892) – японский художник. Считается последним великим мастером гравюр в жанре укиё-э.
“Луна на острове Ицукусима”
Куртизанка проплывает на лодке мимо огромных священных ворот тории, направляясь из портового города Муро в синтоистский храм на острове Ицукусима. Ее фигуру частично скрывает огромная дорожная шляпа, а музыкальный инструмент, лежащий у ее ног, указывает на то, что ее пригласили участвовать в ежегодном фестивале духовых и струнных инструментов Кангенсаи.
Храм на острове Ицукусима посвящен трем дочерям Сусано-о но Микото, синтоистского бога морей и шторомов и брата верховной богини солнца Аматерасу. Поскольку остров считался священным, долгое время простым людям было запрещено ступать на его землю. Чтобы паломники могли посещать храм, его построили прямо над водой, как пирс, так что к нему можно было подплыть на лодке. Благодаря этому храм словно плывет над водой, не касаясь земли, и поэтому как бы находится посередине между священным и мирским. Знаменитые тории, священные входные ворота храма, построены над водой по той же причине. Паломники должны были проплыть под ними на лодке прежде чем приблизиться к храму.
Сохранение чистоты и святости этого храма соблюдается настолько строго, что с 1878 года вблизи него запрещены рождения и смерти. С этого времени беременные женщины к моменту приближения родов обязаны переезжать с острова на большую землю, и то же самое относится к смертельно больным и очень пожилым людям, чья смерть в скором времени неизбежна. Также на острове и по сей день запрещены любые захоронения.
Цукиока Ёситоси – родился в городе Эдо, районе Симбаси в семье зажиточного торговца. При рождении получил имя Овария Ёнэдзиро. В возрасте трёх лет переехал жить к дяде-аптекарю. С пяти лет увлекался живописью и первоначально учился у родного дяди.
В 1850 году, в возрасте 11 лет поступил учеником к одному из крупнейших мастеров японской гравюры Утагава Куниёси, который дал ему имя Ёситоси. Во время обучения Ёситоси концентрировался на копировании техники своего учителя. Куниёси обращал особое внимание на более детализированное и реалистичное изображение объектов. Кроме того, Ёситоси изучал западные стили живописи, знакомясь с коллекцией западных картин, собранной Куниёси.
В 1853 году создал свою первую работу – триптих о морском сражении при Данноура в войне между Тайра и Минамото. В то время, из-за перемен в общественной жизни традиционное искусство укиё-э начало приходить в упадок и Ёситоси новых произведений не создавал вплоть до смерти своего учителя в 1861 году.
Первый успех к художнику пришёл после издания серии гравюр «Сто японских и китайских историй» (яп. 和漢百物語 – вакан хяку моногатари) в 1865 году. Ёситоси и позднее будет демонстрировать интерес к мистическим преданиям и рассказам, воспроизводя их сюжеты.
Ко второй половине 1880-х годов относится расцвет творчества Цукиока Ёситоси. Он пытается противостоять иностранному влиянию на искусство и обращается к национальным традициям и историческому прошлому Японии. Ёситоси много работает и создаёт одну из наиболее известных своих серий – “Цуки хякуси” (“Сто видов Луны”). Ее сюжеты посвящены событиям средневековой японской истории, запечатленным в танка, хайку, пьесах театров Кабуки и Но, исторических хрониках и преданиях.
Серия “Сто видов Луны” стала попыткой художника возродить интерес к традиционным художественным ценностям. Работа была начата в 1885 году и завершена незадолго до смерти мастера в 1892 году. Серия оказалась настолько популярной, что люди выстраивались в очередь за новыми выпусками. “Сто видов Луны” считается величайшим достижением Цукиоки Ёситоси.