Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

Как будто аромат душистой сливы
Мне сохранили эти рукава,
Лишь аромат…
Но не вернется та,
Кого люблю,о ком тоскую…

Аривара-но Нарихира

+7-903-969 -58-00

+7-903-000-62-13

на главную
карта сайта
Главная » Галерея » 20. Лист из серии "Сто видов Луны"

20. Лист из серии “Сто видов Луны”

20. Лист из серии "Сто видов луны"

 

20. Лист из серии “Сто видов Луны. Акадзоме Эмон смотрит на луну” №44, 1887 г.
Рисовая бумага, ксилография.
Размер:  52 х 41 см (с рамой).

Цукиока Ёситоси (Тайсо Ёситоси) (яп. 月岡芳年; 30 апр. 1839 – 9 июн. 1892) – японский художник. Считается последним великим мастером гравюр в жанре укиё-э.

“Акадзоме Эмон смотрит на луну”
Акадзоме Эмон (956-1041) была знаменитой поэтессой эпохи Хэйан. Акадзоме Эмон родилась в семье Акадзоме Токимоти, чиновника столичной гвардейской управы (эмон-фу). От неё походит псевдоним поэтессы — Эмон. Её мать, перед тем как стать женой Акадзоме, была женой Тайра-но Канэмори, поэтому существует предположение, что именно он является настоящим отцом поэтессы.Она служила у Фудзивара-но Мичинаги, премьер-министра двора и тестя нескольких императоров. Акадзоме Эмон была замужем за Оэ Масахирой, известным в Японии писателем периода Хэйан. Произведения Акадзомэ Эмон вошли в «Сборник Акадзоме Эмон» (яп. 赤染衛門集), который содержит более 600 пятистиший. Поэтесса была современницей Мурасаки Сикибу и Сэй Сёнагон. Она принимала участие в поэтических конкурсах 1035 и 1041 годов. Акадзоме вошла в число «тридцати шести бессмертных поэтов» средневековья. Она также считается основным автором Ейга Моногатари – семейной родословной Фудзивара.
Акадзоме изображена на крыльце после долгой бессонной ночи, которую она провела в ожидании так и не пришедшего возлюбленного. Гравюра иллюстрирует ее стихотворение:

Лучше бы я сразу легла спать –
но сейчас уже ночь на исходе
и я смотрю как заходит луна.

Цукиока Ёситоси – родился в городе Эдо, районе Симбаси в семье зажиточного торговца. При рождении получил имя Овария Ёнэдзиро. В возрасте трёх лет переехал жить к дяде-аптекарю. С пяти лет увлекался живописью и первоначально учился у родного дяди.
В 1850 году, в возрасте 11 лет поступил учеником к одному из крупнейших мастеров японской гравюры Утагава Куниёси, который дал ему имя Ёситоси. Во время обучения Ёситоси концентрировался на копировании техники своего учителя. Куниёси обращал особое внимание на более детализированное и реалистичное изображение объектов. Кроме того, Ёситоси изучал западные стили живописи, знакомясь с коллекцией западных картин, собранной Куниёси.

В 1853 году создал свою первую работу – триптих о морском сражении при Данноура в войне между Тайра и Минамото. В то время, из-за перемен в общественной жизни традиционное искусство укиё-э начало приходить в упадок и Ёситоси новых произведений не создавал вплоть до смерти своего учителя в 1861 году.
Первый успех к художнику пришёл после издания серии гравюр «Сто японских и китайских историй» (яп. 和漢百物語 – вакан хяку моногатари) в 1865 году. Ёситоси и позднее будет демонстрировать интерес к мистическим преданиям и рассказам, воспроизводя их сюжеты.
Ко второй половине 1880-х годов относится расцвет творчества Цукиока Ёситоси. Он пытается противостоять иностранному влиянию на искусство и обращается к национальным традициям и историческому прошлому Японии. Ёситоси много работает и создаёт одну из наиболее известных своих серий – “Цуки хякуси” (“Сто видов Луны”). Ее сюжеты посвящены событиям средневековой японской истории, запечатленным в танка, хайку, пьесах театров Кабуки и Но, исторических хрониках и преданиях.

Серия “Сто видов Луны” стала попыткой художника возродить интерес к традиционным художественным ценностям. Работа была начата в 1885 году и завершена незадолго до смерти мастера в 1892 году. Серия оказалась настолько популярной, что люди выстраивались в очередь за новыми выпусками. “Сто видов Луны” считается величайшим достижением Цукиоки Ёситоси.