24. Лист из серии “Сто видов Луны. Кукушка и серп луны” №58, 1888 г.
Рисовая бумага, ксилография.
Размер: 52 х 41 см (с рамой).
Цукиока Ёситоси (Тайсо Ёситоси) (яп. 月岡芳年; 30 апр. 1839 – 9 июн. 1892) – японский художник. Считается последним великим мастером гравюр в жанре укиё-э.
“Кукушка и серп луны”
Минамото-но Ёримаса (1106-1180) – японский полководец, поэт и аристократ-романтик, активный участник войны кланов Минамото (Гэндзи) и Тайра (Хэйкэ).
Несмотря на то, что соперничество в борьбе за власть и столкновения между родами Тайра и Минамото, знатными аристократическими кланами Японии, к середине XII века продолжались уже не одно десятилетие, поэт и романтик Минамото-но Ёримаса старался не вмешиваться в политику и сохранять в этой борьбе нейтральную позицию. В течение некоторого времени он даже был дружен с одним из влиятельнейших политиков рода Тайра, Тайрой-но Киёмори. Во время восстания Хэйдзи в 1160 году он настолько благоволил роду Тайра, что они сумели одержать тогда победу над силами Минамото.
Однако в 1179 году Ёримаса официально покинул армию Тайры-но Киёмори, так как не желал больше воевать против своего собственного рода. В мае 1180 года он рассылает другим вождям клана Минамото и союзным им буддийским монастырям воззвание, в котором призывает выступить против Киёмори. С этого призыва конфликт между родами переходит в стадию гражданской войны, известной под названием войны Тайра и Минамото, первым крупным сражением в которой стала битва при Удзи, состоявшаяся в июле 1180 года. В этом сражении Ёримаса возглавлял отряд воинов Минамото и вооружённых монахов-сохэев, оборонявших монастырь Мии-дэра и затем отступивших на юг, к храму Бёдо-ин. Несмотря на то, что монахи храма успели разрушить ведущий к нему мост через реку Удзи, преследовавшие их воины Тайра всё же сумели переправиться и захватить Бёдо-ин. Раненый в бою при обороне храмового комплекса, Минамото-но Ёримаса покончил с собой, совершив сэппуку в коридоре его главного здания, павильона Феникса.
Цукиока Ёситоси – родился в городе Эдо, районе Симбаси в семье зажиточного торговца. При рождении получил имя Овария Ёнэдзиро. В возрасте трёх лет переехал жить к дяде-аптекарю. С пяти лет увлекался живописью и первоначально учился у родного дяди.
В 1850 году, в возрасте 11 лет поступил учеником к одному из крупнейших мастеров японской гравюры Утагава Куниёси, который дал ему имя Ёситоси. Во время обучения Ёситоси концентрировался на копировании техники своего учителя. Куниёси обращал особое внимание на более детализированное и реалистичное изображение объектов. Кроме того, Ёситоси изучал западные стили живописи, знакомясь с коллекцией западных картин, собранной Куниёси.
В 1853 году создал свою первую работу – триптих о морском сражении при Данноура в войне между Тайра и Минамото. В то время, из-за перемен в общественной жизни традиционное искусство укиё-э начало приходить в упадок и Ёситоси новых произведений не создавал вплоть до смерти своего учителя в 1861 году.
Первый успех к художнику пришёл после издания серии гравюр «Сто японских и китайских историй» (яп. 和漢百物語 – вакан хяку моногатари) в 1865 году. Ёситоси и позднее будет демонстрировать интерес к мистическим преданиям и рассказам, воспроизводя их сюжеты.
Ко второй половине 1880-х годов относится расцвет творчества Цукиока Ёситоси. Он пытается противостоять иностранному влиянию на искусство и обращается к национальным традициям и историческому прошлому Японии. Ёситоси много работает и создаёт одну из наиболее известных своих серий – “Цуки хякуси” (“Сто видов Луны”). Ее сюжеты посвящены событиям средневековой японской истории, запечатленным в танка, хайку, пьесах театров Кабуки и Но, исторических хрониках и преданиях.
Серия “Сто видов луны” стала попыткой художника возродить интерес к традиционным художественным ценностям. Работа была начата в 1885 году и завершена незадолго до смерти мастера в 1892 году. Серия оказалась настолько популярной, что люди выстраивались в очередь за новыми выпусками. “Сто видов луны” считается величайшим достижением Цукиоки Ёситоси.