Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

Как будто аромат душистой сливы
Мне сохранили эти рукава,
Лишь аромат…
Но не вернется та,
Кого люблю,о ком тоскую…

Аривара-но Нарихира

+7-903-969 -58-00

+7-903-000-62-13

на главную
карта сайта
Главная » Галерея » 29. Лист из серии "Сто видов Луны"

29. Лист из серии “Сто видов Луны”

29. Лист из серии "Сто видов Луны"

 

29. Лист из серии “Сто видов Луны. Звук колотушки в лунном свете” №84, 1890 г.
Рисовая бумага, ксилография.
Размер:  52 х 41 см (с рамой).

Цукиока Ёситоси (Тайсо Ёситоси) (яп. 月岡芳年; 30 апр. 1839 – 9 июн. 1892) – японский художник. Считается последним великим мастером гравюр в жанре укиё-э.

“Звук колотушки в лунном свете”
Пьеса театра Но «Кинута» рассказывает о том, как один из живших на острове Кюсю феодалов, правитель Асии, был вынужден уехать в Киото по судебным делам, оставив дома свою супругу, прихватив с собой юную служанку Югири. Жернова правосудия крутятся медленно и феодал застревает в столице на долгих три года. Разумеется, он беспокоится о своей супруге и волнуется, как обстоят дела дома. А его жена все это время не находит себе места, скучая по мужу. Время идет, и она уже начинает подозревать недоброе, думая о юной Югири. Правитель же Асии, понимая, что вынужден все еще оставаться в Киото, посылает домой Югири, чтобы та рассказала о сложившейся ситуации. Однако ее появление в доме не успокаивает супругу феодала, а еще более подогревает ее подозрения. При этом она вспоминает древнюю китайскую легенду о воине по имени Собу. Враги захватили его в плен и заперли в высокой башне на долгие годы. Однако Собу нашел выход как дать знать домашним, что он жив и здоров. Каждый день он бил колотушкой по камням башни, эти звуки подхватывал ветер и доносил их до его родного села. Жена Собу слышала этот едва различимый постук и верила, что это сигналы от ее супруга.
Жена правителя Асии решает поступить точно также и приказывает Югири принести ей кинуту – валек для отбивки ткани. Она начинает им стучать целыми днями напролет  эта сцена изображена на рисунке – однако, напрасно. Ее супруг по-прежнему не возвращается. Тогда от горя и ревности она умирает. Когда же феодал все-таки возвращается домой, ему рассказывает о кончине жены. Он горюет, а ночью ему является призрак истощенной супруги и рассказывает, что за ревность она была обречена на вечные муки, однако чтение сутр позволило ей обрести вечный покой.

Цукиока Ёситоси – родился в городе Эдо, районе Симбаси в семье зажиточного торговца. При рождении получил имя Овария Ёнэдзиро. В возрасте трёх лет переехал жить к дяде-аптекарю. С пяти лет увлекался живописью и первоначально учился у родного дяди.
В 1850 году, в возрасте 11 лет поступил учеником к одному из крупнейших мастеров японской гравюры Утагава Куниёси, который дал ему имя Ёситоси. Во время обучения Ёситоси концентрировался на копировании техники своего учителя. Куниёси обращал особое внимание на более детализированное и реалистичное изображение объектов. Кроме того, Ёситоси изучал западные стили живописи, знакомясь с коллекцией западных картин, собранной Куниёси.

В 1853 году создал свою первую работу – триптих о морском сражении при Данноура в войне между Тайра и Минамото. В то время, из-за перемен в общественной жизни традиционное искусство укиё-э начало приходить в упадок и Ёситоси новых произведений не создавал вплоть до смерти своего учителя в 1861 году.
Первый успех к художнику пришёл после издания серии гравюр «Сто японских и китайских историй» (яп. 和漢百物語 – вакан хяку моногатари) в 1865 году. Ёситоси и позднее будет демонстрировать интерес к мистическим преданиям и рассказам, воспроизводя их сюжеты.
Ко второй половине 1880-х годов относится расцвет творчества Цукиока Ёситоси. Он пытается противостоять иностранному влиянию на искусство и обращается к национальным традициям и историческому прошлому Японии. Ёситоси много работает и создаёт одну из наиболее известных своих серий – “Цуки хякуси” (“Сто видов Луны”). Ее сюжеты посвящены событиям средневековой японской истории, запечатленным в танка, хайку, пьесах театров Кабуки и Но, исторических хрониках и преданиях.

Серия “Сто видов Луны” стала попыткой художника возродить интерес к традиционным художественным ценностям. Работа была начата в 1885 году и завершена незадолго до смерти мастера в 1892 году. Серия оказалась настолько популярной, что люди выстраивались в очередь за новыми выпусками. “Сто видов Луны” считается величайшим достижением Цукиоки Ёситоси.