Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

Как будто аромат душистой сливы
Мне сохранили эти рукава,
Лишь аромат…
Но не вернется та,
Кого люблю,о ком тоскую…

Аривара-но Нарихира

+7-903-969 -58-00

+7-903-000-62-13

на главную
карта сайта
Главная » Галерея » 31. Лист из серии "Сто видов Луны"

31. Лист из серии “Сто видов Луны”

31. Лист из серии "Сто видов Луны"

 

31. Лист из серии “Сто видов Луны. Тайра Таданори при лунном свете” №86, 1890 г.
Рисовая бумага, ксилография.
Размер:  52 х 41 см (с рамой).

Цукиока Ёситоси (Тайсо Ёситоси) (яп. 月岡芳年; 30 апр. 1839 – 9 июн. 1892) – японский художник. Считается последним великим мастером гравюр в жанре укиё-э.

“Тайра Таданори при лунном свете”
Доблестный воин и поэт Тайра Таданори прожил недолгую жизнь. Он появился на свет в 1144 году и умер, когда ему было всего сорок лет, в битве при Итинотани. Таданори был братом главы клана Тайра во времена его противостояния клану Минамото и не раз руководил сражениями. Однако на рисунке он выступает не в роли доблестного военачальника, а нежного влюбленного. Таданори был влюблен в Кику но Мэй, лунным вечером он осторожно приближается к дому красавицы и пытается привлечь ее внимание, раскрывая и закрывая свой веер. В это время его возлюбленная была занята беседой со своей гостьей. Она слышит звук веера, понимает, что это ожидающий ее поэт, однако не может прервать беседу, и Таданори приходится с сожалением уйти. Сохранилось стихотворение, которое он сочинил по этому поводу:
Немолчный стрекот на полях.
А я молчание храню
При мыслях о любви.
Образ отважного воина и поэта Тайра Таданори фигурирует в качестве главного персонажа в одной из пьес театра Но. Его дух возвращается на землю, чтобы подтвердить свое авторство стихотворения, которое нашли в колчане для стрел после гибели поэта в битве. В переводе оно звучит так:
Устав, прилягу отдохнуть
Под вишнями в цвету,
Пусть лепестки даруют мне ночлег.
Эти строчки стали восприниматься как эпитафия поэту.

Цукиока Ёситоси – родился в городе Эдо, районе Симбаси в семье зажиточного торговца. При рождении получил имя Овария Ёнэдзиро. В возрасте трёх лет переехал жить к дяде-аптекарю. С пяти лет увлекался живописью и первоначально учился у родного дяди.
В 1850 году, в возрасте 11 лет поступил учеником к одному из крупнейших мастеров японской гравюры Утагава Куниёси, который дал ему имя Ёситоси. Во время обучения Ёситоси концентрировался на копировании техники своего учителя. Куниёси обращал особое внимание на более детализированное и реалистичное изображение объектов. Кроме того, Ёситоси изучал западные стили живописи, знакомясь с коллекцией западных картин, собранной Куниёси.

В 1853 году создал свою первую работу – триптих о морском сражении при Данноура в войне между Тайра и Минамото. В то время, из-за перемен в общественной жизни традиционное искусство укиё-э начало приходить в упадок и Ёситоси новых произведений не создавал вплоть до смерти своего учителя в 1861 году.
Первый успех к художнику пришёл после издания серии гравюр «Сто японских и китайских историй» (яп. 和漢百物語 – вакан хяку моногатари) в 1865 году. Ёситоси и позднее будет демонстрировать интерес к мистическим преданиям и рассказам, воспроизводя их сюжеты.
Ко второй половине 1880-х годов относится расцвет творчества Цукиока Ёситоси. Он пытается противостоять иностранному влиянию на искусство и обращается к национальным традициям и историческому прошлому Японии. Ёситоси много работает и создаёт одну из наиболее известных своих серий – “Цуки хякуси” (“Сто видов Луны”). Ее сюжеты посвящены событиям средневековой японской истории, запечатленным в танка, хайку, пьесах театров Кабуки и Но, исторических хрониках и преданиях.

Серия “Сто видов Луны” стала попыткой художника возродить интерес к традиционным художественным ценностям. Работа была начата в 1885 году и завершена незадолго до смерти мастера в 1892 году. Серия оказалась настолько популярной, что люди выстраивались в очередь за новыми выпусками. “Сто видов Луны” считается величайшим достижением Цукиоки Ёситоси.