31. Лист из серии “Сто видов Луны. Тайра Таданори при лунном свете” №86, 1890 г.
Рисовая бумага, ксилография.
Размер: 52 х 41 см (с рамой).
Цукиока Ёситоси (Тайсо Ёситоси) (яп. 月岡芳年; 30 апр. 1839 – 9 июн. 1892) – японский художник. Считается последним великим мастером гравюр в жанре укиё-э.
“Тайра Таданори при лунном свете”
Доблестный воин и поэт Тайра Таданори прожил недолгую жизнь. Он появился на свет в 1144 году и умер, когда ему было всего сорок лет, в битве при Итинотани. Таданори был братом главы клана Тайра во времена его противостояния клану Минамото и не раз руководил сражениями. Однако на рисунке он выступает не в роли доблестного военачальника, а нежного влюбленного. Таданори был влюблен в Кику но Мэй, лунным вечером он осторожно приближается к дому красавицы и пытается привлечь ее внимание, раскрывая и закрывая свой веер. В это время его возлюбленная была занята беседой со своей гостьей. Она слышит звук веера, понимает, что это ожидающий ее поэт, однако не может прервать беседу, и Таданори приходится с сожалением уйти. Сохранилось стихотворение, которое он сочинил по этому поводу:
Немолчный стрекот на полях.
А я молчание храню
При мыслях о любви.
Образ отважного воина и поэта Тайра Таданори фигурирует в качестве главного персонажа в одной из пьес театра Но. Его дух возвращается на землю, чтобы подтвердить свое авторство стихотворения, которое нашли в колчане для стрел после гибели поэта в битве. В переводе оно звучит так:
Устав, прилягу отдохнуть
Под вишнями в цвету,
Пусть лепестки даруют мне ночлег.
Эти строчки стали восприниматься как эпитафия поэту.
Цукиока Ёситоси – родился в городе Эдо, районе Симбаси в семье зажиточного торговца. При рождении получил имя Овария Ёнэдзиро. В возрасте трёх лет переехал жить к дяде-аптекарю. С пяти лет увлекался живописью и первоначально учился у родного дяди.
В 1850 году, в возрасте 11 лет поступил учеником к одному из крупнейших мастеров японской гравюры Утагава Куниёси, который дал ему имя Ёситоси. Во время обучения Ёситоси концентрировался на копировании техники своего учителя. Куниёси обращал особое внимание на более детализированное и реалистичное изображение объектов. Кроме того, Ёситоси изучал западные стили живописи, знакомясь с коллекцией западных картин, собранной Куниёси.
В 1853 году создал свою первую работу – триптих о морском сражении при Данноура в войне между Тайра и Минамото. В то время, из-за перемен в общественной жизни традиционное искусство укиё-э начало приходить в упадок и Ёситоси новых произведений не создавал вплоть до смерти своего учителя в 1861 году.
Первый успех к художнику пришёл после издания серии гравюр «Сто японских и китайских историй» (яп. 和漢百物語 – вакан хяку моногатари) в 1865 году. Ёситоси и позднее будет демонстрировать интерес к мистическим преданиям и рассказам, воспроизводя их сюжеты.
Ко второй половине 1880-х годов относится расцвет творчества Цукиока Ёситоси. Он пытается противостоять иностранному влиянию на искусство и обращается к национальным традициям и историческому прошлому Японии. Ёситоси много работает и создаёт одну из наиболее известных своих серий – “Цуки хякуси” (“Сто видов Луны”). Ее сюжеты посвящены событиям средневековой японской истории, запечатленным в танка, хайку, пьесах театров Кабуки и Но, исторических хрониках и преданиях.
Серия “Сто видов Луны” стала попыткой художника возродить интерес к традиционным художественным ценностям. Работа была начата в 1885 году и завершена незадолго до смерти мастера в 1892 году. Серия оказалась настолько популярной, что люди выстраивались в очередь за новыми выпусками. “Сто видов Луны” считается величайшим достижением Цукиоки Ёситоси.