Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

Как будто аромат душистой сливы
Мне сохранили эти рукава,
Лишь аромат…
Но не вернется та,
Кого люблю,о ком тоскую…

Аривара-но Нарихира

+7-903-969 -58-00

+7-903-000-62-13

на главную
карта сайта
Главная » Галерея » 32. Лист из серии "Сто видов Луны"

32. Лист из серии “Сто видов Луны”

32. Лист из серии "Сто видов Луны"

 

32. Лист из серии “Сто видов Луны. Четыре струны под луной” №98, 1890 г.
Рисовая бумага, ксилография.
Размер:  52 х 41 см (с рамой).

Цукиока Ёситоси (Тайсо Ёситоси) (яп. 月岡芳年; 30 апр. 1839 – 9 июн. 1892) – японский художник. Считается последним великим мастером гравюр в жанре укиё-э.

“Четыре струны под луной”
На гравюре изображен легендарный слепой музыкант Сэми-мару, настраивающий лунным вечером свою лютню. О нем уже рассказывалось в этом сборнике, когда речь шла о придворном Минамото-но Хиромаса, который приходил к городской столичной заставе тайно слушать игру Сэмимару на лютне бива. Однако Сэмимару был не только талантливым музыкантом, но и поэтом. До наших дней дошло несколько его кратких стихотворений. Через заставу, рядом с которой он обосновался, постоянно в оба конца проходило множество народа. Именно здесь провожатые прощались с друзьями и знакомыми. Хиро-маса сочинил по этому поводу следующие строчки:
О дивное место!
Здесь встречи, друзей, расставанья.
Застава Аусака.
Расставания на этой заставе, от названия которой произошел топоним Осака, могли иметь и драматический оттенок, ведь она была первой на далекой дороге, которую предстояло пройти всем отправлявшимся из столицы в ссылку.
К сожалению, про жизнь самого Сэмимару известно совсем мало. По одной версии он был принцем Атсуми – неофициальным сыном императора Уда, который правил страной десять лет – с 887 по 897 год, Сэмимару же – всего лишь прозвище, которое музыкант приобрел под старость. По другой версии он был четвертым сыном императора Дайго, который царствовал вслед за императором Уда – с 897 по 930 год. Образ Сэмима-ру использован в нескольких театральных пьесах, однако кем именно был этот человек, почему он ослеп, и где научился музыке, мы не знаем.

Цукиока Ёситоси – родился в городе Эдо, районе Симбаси в семье зажиточного торговца. При рождении получил имя Овария Ёнэдзиро. В возрасте трёх лет переехал жить к дяде-аптекарю. С пяти лет увлекался живописью и первоначально учился у родного дяди.
В 1850 году, в возрасте 11 лет поступил учеником к одному из крупнейших мастеров японской гравюры Утагава Куниёси, который дал ему имя Ёситоси. Во время обучения Ёситоси концентрировался на копировании техники своего учителя. Куниёси обращал особое внимание на более детализированное и реалистичное изображение объектов. Кроме того, Ёситоси изучал западные стили живописи, знакомясь с коллекцией западных картин, собранной Куниёси.

В 1853 году создал свою первую работу – триптих о морском сражении при Данноура в войне между Тайра и Минамото. В то время, из-за перемен в общественной жизни традиционное искусство укиё-э начало приходить в упадок и Ёситоси новых произведений не создавал вплоть до смерти своего учителя в 1861 году.
Первый успех к художнику пришёл после издания серии гравюр «Сто японских и китайских историй» (яп. 和漢百物語 – вакан хяку моногатари) в 1865 году. Ёситоси и позднее будет демонстрировать интерес к мистическим преданиям и рассказам, воспроизводя их сюжеты.
Ко второй половине 1880-х годов относится расцвет творчества Цукиока Ёситоси. Он пытается противостоять иностранному влиянию на искусство и обращается к национальным традициям и историческому прошлому Японии. Ёситоси много работает и создаёт одну из наиболее известных своих серий – “Цуки хякуси” (“Сто видов Луны”). Ее сюжеты посвящены событиям средневековой японской истории, запечатленным в танка, хайку, пьесах театров Кабуки и Но, исторических хрониках и преданиях.

Серия “Сто видов Луны” стала попыткой художника возродить интерес к традиционным художественным ценностям. Работа была начата в 1885 году и завершена незадолго до смерти мастера в 1892 году. Серия оказалась настолько популярной, что люди выстраивались в очередь за новыми выпусками. “Сто видов Луны” считается величайшим достижением Цукиоки Ёситоси.