107. Скульптура “Хотэй”
107. Скульптура “Хотэй”
Бронза, литьё, прочеканка, гравировка, патинирование.
Япония, конец XIX века.
Мастер: Масамицу.
Высота – 39 см, (с подставкой).
Экспертное заключение.
Хотэй- бог процветания, благополучия, радости и довольства. Изображается смеющимся бритоголовым толстяком в монашеском плаще с холщевым мешком и веером утива в руке.
Образ семи божеств счастья (ситифукудзин) окончательно утвердился в эпоху Эдо (1603 – 1868 гг.) и был популярен в народе. Прообразом Хотэя послужил живший во время Поздней Лян (907—923) китайский монах Цицы, предпочитавший монастырскому уединению многолюдные базары и скитавшийся по Китаю, зарабатывая на жизнь предсказанием погоды. Из имущества у него были лишь посох и мешок для подаяний, называемый хотэй, от которого монах и получил свое прозвище. Закреплению данного прозвища также способствовал второй «мешок» — огромный живот, который не могла закрыть никакая ряса и в котором по представлениям китайцев была сосредоточена жизненная энергия ци. По легенде там где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Если кто-нибудь спрашивал, что находится в его мешке, он отвечал: «Там у меня весь мир». В XVII веке Хотэй, как воплощение счастья и беззаботности, был принят в Японии, и стал одним из семи божеств счастья.
Образ Хотэя стал одним из излюбленных в японском искусстве. Скульптуры с изображением божества чаще всего выставляли на домашние алтари перед Новым годом и молились о его заступничестве и благополучии семьи.