Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

Как будто аромат душистой сливы
Мне сохранили эти рукава,
Лишь аромат…
Но не вернется та,
Кого люблю,о ком тоскую…

Аривара-но Нарихира

+7-903-969 -58-00

+7-903-000-62-13

на главную
карта сайта
Главная » Галерея » 36. Лист из серии «Сорок семь ронинов»

36. Лист из серии «Сорок семь ронинов»

36. Лист из серии «Сорок семь ронинов»

 

36. Лист из серии «Сорок семь ронинов. Обоси Юраносукэ Ёсио» № 1, 1847 г.

Рисовая бумага, ксилография.
Размер:  51,7х41 см (с рамой).

Утагава Куниёси (яп. 歌川 国芳, 1798, Эдо — 14 апреля 1861, там же) — один из крупнейших японских художников и мастеров цветной гравюры конца периода Эдо, представитель жанра укиё-э. Настоящее имя художника — Игуса Ёсисабуро.

Утагава Куниёси родился в Эдо в семье красильщика шелка. Он проявил свои способности к рисованию в возрасте 12 лет, привлек внимание известного мастера укиё-э Утагава Тойокуни, и был официально принят в его школу в 1811 г., где стал одним из главных учеников. Окончив обучение, в 1814 г. Утагава Куниёси стал независимым художником. Между 1815 и 1817 гг. он создал ряд книжных иллюстраций, но впоследствии столкнулся с отсутствием заказов из-за жесткой конкуренции со стороны других художников. Долгое время был вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением и продажей татами. Известность пришла к Утагава Куниёси только после 1827 г., когда он получил заказ на создание серии иллюстраций к популярному в Японии китайскому роману «Речные заводи». Именно тогда начал формироваться собственный стиль художника. Несмотря на то, что Утагава Куниёси пробовал себя в самых различных жанрах, чаще всего он работал в жанре муся-э – героической гравюры. Среди учеников Утагава Куниёси были такие талантливые художники как Цукиока Ёситоси, Утагава Ёсиику, Утагава Ёсикадзу.

«Месть Ако́», «Сорок семь ро́нинов» (яп. 赤穂浪士, букв. «Странствующие самураи из Ако»); реже — «Сорок семь самураев») — основанное на реальных событиях японское народное предание, повествующее о мести сорока семи бывших самураев за смерть своего господина.

История повествует о том, как сорок семь ронинов подготовили и воплотили в жизнь план отмщения Кире Кодзукэ-но-Сукэ, придворному сёгуна Токугавы Цунаёси, за смерть своего господина, даймё Асано Такуми-но-Ками Наганори из Ако. В 1701 году Асано был приговорён к харакири за нападение на придворного в ответ на оскорбления и издевательства со стороны последнего. Потеряв своего господина, сорок семь ронинов во главе с главным советником Оиси Кураносукэ (яп. 大石 良雄 о:иси ёсио, титул 内蔵助, кураносукэ), дали клятву отомстить смертью за смерть, несмотря на то, что их за это ждал смертный приговор. Чтобы не возбуждать подозрений, заговорщики растворились в толпе, став купцами и монахами, Оиси же переехал в Киото и начал вести разгульный образ жизни, развёлся с женой и взял себе молодую наложницу. Со временем, узнав о том, что ронины разбрелись кто куда, а Оиси пьянствует, Кира ослабил свою охрану и стал более беспечным. Между тем ронины тайно собирали и переправляли в Эдо оружие, входя в доверие к домочадцам Киры (один из бывших слуг Асано даже женился на дочери строителя поместья чиновника, чтобы раздобыть планы постройки). Когда всё было готово к исполнению задуманного, Оиси тайно перебрался в Эдо, где все заговорщики встретились и заново принесли клятву отмщения.  Сорок семь ронинов атакуют усадьбу Киры, гравюра Кацусика Хокусая. В 15 год эпохи Гэнроку в 14 день 12 месяца (30 января 1703 года) ронины двумя отрядами по сигналу барабана напали на поместье Киры в Эдо, перебив 16 и ранив более 20 человек. Кира успел спрятаться в доме вместе с женщинами и детьми в большом чулане, и его долго не могли найти. Однако Оиси, проверив постель Киры, убедился, что она ещё тёплая. Вскоре за настенным свитком был обнаружен тайный ход, ведший в скрытый внутренний дворик с небольшим складским строением для хранения угля, которое защищали двое вооружённых охранников. Там был обнаружен Кира. Оиси почтительно поведал ему, что они, бывшие слуги Асано, пришли отомстить за своего господина. Как самураю Кире было почтительно предложено совершить ритуальное самоубийство, но тот отказался или же просто не смог этого сделать. Тогда Оиси сам убил Киру, отрубив ему голову. Голову поверженного врага ронины отнесли в монастырь Сэнгаку-дзи на могилу своего господина, исполнив тем самым клятву. Власти оказались в затруднительном положении. С одной стороны, ронины поступили согласно букве и духу бусидо, отомстив за своего сюзерена; с другой стороны, они ослушались приказа сёгуна, проникли в Эдо с оружием и напали на придворного. Из-за растущей в народе популярности сорока семи ронинов сёгун получал множество прошений за них, но, как и ожидалось, в соответствии с законом приговорил всех заговорщиков к смерти. Однако им было позволено провести благородный обряд ритуального самоубийства, как надлежало настоящим самураям, вместо того, чтобы быть казнёнными как обычные преступники.

Сэппуку состоялось в 16 год эпохи Гэнроку в 4 день 2 месяца (20 марта 1703 года). Самого низкого по рангу из участников мести Оиси сразу же после её свершения отправил на родину в Ако гонцом. Сорок шесть оставшихся в Эдо ронинов были похоронены в том же монастыре, что и их господин. Их могилы с тех пор стали объектом поклонения, а одежду и оружие их, по легенде, до сих пор хранят монахи Сэнгаку-дзи. Доброе имя рода Асано было восстановлено, его семье даже вернули часть бывших владений. Последний из этой группы ронин вернулся в Эдо, был помилован сёгуном, прожил 78 лет и похоронен рядом со своими товарищами.