Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

Как будто аромат душистой сливы
Мне сохранили эти рукава,
Лишь аромат…
Но не вернется та,
Кого люблю,о ком тоскую…

Аривара-но Нарихира

+7-903-969 -58-00

+7-903-000-62-13

на главную
карта сайта
Главная » Галерея » 134. Дворцовая ваза "Птицы Феникс, сосна и сакура"

134. Дворцовая ваза “Птицы Феникс, сосна и сакура”

134. Дворцовая ваза "Птицы Феникс, сосна и сакура"

 

134. Дворцовая ваза “Птицы Феникс, сосна и сакура”
Фарфор, подглазурная роспись кобальтом.
Япония, период Мэйдзи (1868-1912).
Мастерские Арита.
Высота – 204 см, (таких размеров крайне редко встречается).

Арита (яп. 有田焼 арита-яки) — вид японской керамики, который изготавливался в посёлке Арита провинции Хидзэн (современная территория префектуры Сага). Керамика также носит название имари в честь торгового порта около Ариты, откуда она экспортировалась в Европу.
Керамика арита — первый этап становления фарфоровой промышленности в Японии. До XVII века Япония была крупным импортёром китайского и корейского фарфора, так как своё производство не было отлажено и широко представлено на рынке.

После корейского похода Тоётоми Хидэёси в Японию были угнаны несколько тысяч корейцев, в их числе и искусные ремесленники. Один из них, девятнадцатилетний гончар Ри Сампэй (Ли Сампхён), поступил на службу к даймё провинции Хидзэн Набэсиме Наосигэ. Ри Сампэй считается «отцом» керамики Арита, так как он обнаружил в регионе каолиновую глину, из которой можно было изготовлять фарфоровые предметы, а также представил новый вид печей для обжига — нобори-гама (букв. вздымающаяся печь), которые заменили японские однокамерные ана-гама (букв. пещерная печь). Несмотря на наличие свидетельств о том, что фарфоровое производство началось за несколько лет до прибытия Ри Сампэя, его считают важной фигурой в истории становления японской школы фарфора.

Внешний вид керамики Арита во многом зависел от условий и технологии производства того времени. Обжиг фарфора происходил при высоких температурах, которые могла выдержать глазурь, изготовленная из кобальтовой и красной красок. Однако красный цвет требовал большего контроля за температурой, поэтому при технологических ошибках мог содержать серый оттенок. Только кобальт после обжига оставался синим, что и предопределило доминирование бело-синей расцветки фарфора на начальном этапе. Позже была внедрена система двухэтапного обжига, которая позволила использовать больший спектр цветов.

Птица Хоо ( Феникс) – одно из божественных животных, известных в культуре всех четырех частей света. В отличие от западного Феникса, она не рождается вновь из своего пепла, а появляется раз в тысячу лет. Она ест только семена бамбука и садится только на ветви дерева кири. Считалось, что появление Хоо благоприятствует рождению добродетельного императора или приходу в мир великого философа.

Японцы относились с особым вниманием и любовью к цветущим растениям, которые являлись излюбленной темой у живописцев и мастеров декоративно-прикладного искусства. На тёмно – синей поверхности вазы, изображена цветущая сакура и клен с краснеющими листьями. Основание вазы и раструб украшены геометрическим орнаментами. Японское искусство глубоко символично.

Цветущая сакура – символ весны и поэтический образ Японии: «Узнать душу японца – взглянуть на сакуру, сияющую на солнце»; «Среди цветов – сакура, среди людей – самурай».

Сосна и её хвоя в традиционной японской культуре олицетворяет постоянство, твёрдость, является выражением пожелания здоровья, благоденствия: «вековая сосна в японской литературе, поэзии, живописи служит образом долголетия, мужества, моральной стойкости».