в галерее Шон при государственном музее искусства народов Востока
Как будто аромат душистой сливы
Мне сохранили эти рукава,
Лишь аромат…
Но не вернется та,
Кого люблю,о ком тоскую…
Аривара-но Нарихира
116. Скульптура Будды Манвисай “Победителя Мары”
116. Скульптура Будды Манвисай “Победителя Мары”
Бронза, литье, прочеканка.
Таиланд. Начало XX в.
Высота – 58 см.
Имеется экспертное заключение.
Скульптура Будды является образцом культовой пластики Таиланда и представляет собой самый распространенный в традиционном искусстве Индокитая иконографический тип сидящего Будды с жестом правой руки бхумисщрша (касающийся земли). Его популярность связана с тем, что данная иконография символизируют важнейшее момент в жизни Будды – достижение Просветления. Согласно легендарным описаниям, это случилось, когда принц Сиддхартха Готама, ставший отшельником Сакьямуни (Шакьямуни), начал свою Великую семинедельную медитацию, сев под дерево Бодхи (дерево Просветления). Мара, демон мирских наслаждений, всячески пытался ему помешать, посылая то своих прекрасных дочерей, чтобы они соблазнили Будду, то ужасных воинов для его устрашения. Но Будда оставался совершенно бесстрастным. Слегка коснувшись правой рукой земли, он призвал богиню Земли, которая подтвердила его праведность и уничтожила армию Мары, смыв ее потоком воды. Поэтому образ Будды с жестом бхумиспарша в Таиланде обычно именуют Манвисай (санскритск. Маравилжая) – “Победитель Мары”. Левая рука покоится на ногах в мудре саматхи – Характерно для тайской традиции и использование вирасаны – “позы победителя”, при которой правая нога Будды лежит поверх левой.
Изображение Будды выполнено в стиле, сложившемся в эпоху существования первого тайского государства Сукхотхай (13-14 вв.).
Тогда была создана удивительная по своей целостности и декоративной утонченности культура, определившая специфику традицион¬ного искусства Таиланда вплоть до наших дней. Высочайшим достижением искусства Сукхотхая является буддийская скульптура.
Своеобразие стиля сукхотхтайской пластики объясняется прежде всего стремлением мастеров как можно точнее передать “сверхъестественную анатомию” Великого человека в соответствии с его описаниями в священных текстах и существующим в буддийском искусстве каноном. По легенде, на теле Будды при рождении были обнаружены особые отметины – “признаки совершенства”
(32 главных и 80 второстепенных), часть из которых стала обязательной при воспроизведении образа Будды.
Для скульптур Будды сукхотхайской школы, в том числе и для представленного, характерны вытянутое яйцеобразное лицо; изогнутые, как натянутый лук, брови; сильно
прикрытые веками глаза; довольно длинный, чуть загнутый, как клюв попугая, нос; небольшие, с приподнятыми в легкой улыбке уголками губы; подборобок, напоминающий плод манго; удлиненные мочки ушей. Лоб обрамлен наподобие двухлопастной арки линией волос, трактованных в виде крупных, уложенных ровными рядами, спиралевидных (словно раковины улитки) завитков – согласно указаниям канонических текстов, после совершенного Буддой обряда обрезания волос они закрутились в 360 мелких локонов. На шее Будды рельефно выделены три традиционные складки, символизирующие “три драгоценности” – Будду, Дхамму (Закон) и сангху (монашескую общину). На голове полукруглая ушниьиа (один из главных “признаков совершенства” Великого Человека, згак мудрости), увенчанная высоким пламенеющим финиалом со стилизованным знаком священного слова “Ом”. Эта деталь, символизирующая наполненность тела Будды магической энергией теджа, является самой характерной иконографической чертой тайских будд.
Тело Будды, согласно канону, передано округлыми формами, “без сутулости и видимых мускулов”, с прямой спиной, подобно “пламени в безветренном месте”. Монашеское одеяние, состоящее из трех частей, трактовано также в соответствии со стилистикой сукхотхайской школы. Оно плотно облегает тело Будды, создавая своеобразный эффект “мокрой одежды”. Так скульптор передает важн: ш иконографический элемент – сияющее золотое тело Просветленного, которое просвечивало даже сквозь плотную ткань. Поэтому здесь за тканью плаща хорошо виден пупок и сосок левой груди. Плащ уттарасангха закрывает левую руку до кисти, образуя волнообразную складку на бедре. Другой край плаща и свернутая в узкую полоску накидка сангхати перекинуты через левое плечо, спускаясь на грудь и спину до талии и образуя на концах складочки наподобие “ласточкиного хвоста”. Руки Будды, как и положено, длинные, изящные, с красивыми пальцами и естественно выполненными жестами.
Скульптура сделана по традиционной технологии литья из медного сплава – бронзы красивого песочно-золотистого цвета. Традиция литья в технике “исчезающей восковой модели”, известная в Таиланде с 7-8 вв. и достигшая высочайшего уровня в период Сукхотхая, используется до сих пор. Данное изображение, повторяя сукхотхайские образцы, имеет более толстые стенки и более желтый цвет металла, что характерно для позднесредневековых статуй. Небольшие темные коррозированные пятна на металлической поверхности и остатки формовочной земли со следами патины и коррозии внутри невысокого пьедестала говорят, тем не менее, об относительно долгом бытовании скульптуры. В середине задней стенки пьедестала виден темный прямоугольник – возможно, следы от этикетки с надписью.
Стилистико-иконографический анализ данной скульптуры показывает, что она принадлежит к Бангкокской пластической школе, или к так называемому периоду Ратанакосин (конец 18-20 вв.). Для этого времени показательно стремление к возрождению старых традиций и копированию художественных образцов прошлых эпох. В данной скульптуре, несмотря на точное следование сукхотхайской иконографии, присутствуют новые стилистические нюансы, и прежде всего – слишком утрированное исполнение отдельных деталей (чуть длинноват нос, слишком крупные завитки волос и т. п.) По визуальным признакам скульптура может быть датирована началом 20 века. Произведение, несомненно, обладает историко-художественной и антикварной ценностью.
|