145. Будда, сидящий в позе лотоса “падмасана”, правая рука – жест поучения.
Бронза, литье, прочеканка, золочение, инкрустация.
Япония, конец XIX – начало XX в.
Размеры без подставки: высота – 42 см, ширина – 32,3 см, глубина – 24,5 см.
Размеры с подставкой: Высота – 50 см, ширина – 48,5 см, глубина – 31,5 см.
Данная скульптура является образцом буддийской культовой пластики, выполненным в стиле позднесредневекового искусства Японии. Это изображение сидящего Будды, которого можно идентифицировать с образом исторического Будды Шакьямуни (яп. Сяка- буцу или Сяку-нёрай), индийского принца Сиддхартхи Гаутамы, достигшего в 35 лет состояния будды и проповедовавшего свое учения до 80 лет, до момента перехода в нирвану. В ранний период распространения в Японии буддизма, в VI-IX века, изображения Сяка-буцу были одними из главных в пантеоне махаяны, с дальнейшим развитием которого на первый план стали выдвигаться такие божественные персонажи, как Амида-нёрай, Дайнити-нёрай и др. Вместе с тем образы последних в религиозной системе японского буддизма находят соответствие образу Сяка-буцу. Так, Амида становится олицетворением великой медитации Будды Шакьямуни, поэтому и изображается он главным образом с дхьяни-мудрой, а Дайнити соотносится с Первой проповедью, которую Шакьямуни после Просветления прочел в Оленьем парке близ Сарнатха.
Изображение Будды выполнено в соответствии со сложившимся в буддийской пластике каноном, опирающегося в целом на общепринятые правила в скульптуре махаяны (Китая, Японии, Кореи, Индии, Вьетнама).
Внешний его облик, наделенный уже при рождении, согласно священным текстам, особыми “признаками совершенства” (в канонических текстах упоминаются 32 главных и 80 второстепенных отметин), имеет следующие приметы: на лбу урна – символ внутренней энергии и просветленности, слегка удлиненные мочки ушей – знак благородного происхождения, сильно прикрытые веками узкие глаза. Волосы трактованы в виде крупных завитков – согласно легенде, после совершенного Буддой обряда обрезания волос они закрутились в 360 локонов наподобие “раковин улитки”. Высокую шапку волос на темени венчает выпуклость – ушниша (яп. буттё-сон), символ мудрости, один из главных признаков совершенного существа. Среди завитков спереди изображена круглая жемчужина (ходзю) – драгоценность,символизирующая буддийское учение и самого Будду, что является отличительной чертой иконографии японских будд
Будда показан в позе лотоса (падмасана) и с разными жестами рук: левая рука лежит на коленях в жесте медитации (санскрит, дхъяна, яп. дзёин), а правая рука поднята к плечу в жесте поучения (санскр. витарка, яп. тюбон дзёсё). В японской иконографии мудра поучения получила распространение с периода Камакура (1185-1333), причем с ней изображают как Шакьямуми, так и Амиду, бодхисатву Хёзо и др. В любом случае этот жест ассоциируется с Первой проповедью Будды Шакьямуни. Тело Будды, согласно канону, передано округлыми формами, “без сутулости и видимых мускулов”. Монашеский плащ (уттарасангха) и накидка сангхати закрывают почти всю его фигуру, спадая с плеч крупными мягкими складками и оставляя открытой грудь. Края плаща образуют эллипсообразные линии не только на торсе Будды, но и на коленях вокруг открытых ступней, а на пьедестале в центре небольшими складками отмечен край нижней юбки антаравасаки. Верхняя часть юбки чуть приподнята с талии на грудь (волнистые ее края образуют подобие цветка) и схвачена поясом. Сзади большие рельефно выделенные складки полукругом пересекают нижнюю часть спины. Очень интересный и не часто встречающийся в круглой японской скульптуре элемент – крупная рельефная свастика (яп. кьёдзи) на груди Будды. Этот знак, связанный с древней солярной символикой, вошел в число “признаков совершенства”, стал одним из символов добродетельного, благочестивого и обладающего благоприятной фортуной существа.