Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

Как будто аромат душистой сливы
Мне сохранили эти рукава,
Лишь аромат…
Но не вернется та,
Кого люблю,о ком тоскую…

Аривара-но Нарихира

+7-903-969 -58-00

+7-903-000-62-13

на главную
карта сайта
Главная » Галерея » 166. Ширма двух створчатая "Мифологические сюжеты"

166. Ширма двух створчатая “Мифологические сюжеты”

166. Ширма двух створчатая "Мифологические сюжеты"

166. Ширма двух створчатая “Мифологические сюжеты”
Дерево, ажурная резьба, лаки, тонировка.
Япония, период Мэйдзи (1868-1912).
Створка слева, высота – 242,5 см, ширина – 110 см.
Створка справа, высота – 239,5 см, ширина – 112,5 см.

Настоящее произведение является образцом японской художественной продукции конца XIX начала ХХ вв. В этот период, когда Запад «открыл» для себя Японию, европейский рынок насыщался произведениями искусства этой загадочной страны. Наряду с фарфором и эмалями, в моду входят лаковые ширмы и панно, которые органично вписывались в модный интерьер указанного времени.
С раннего времени старое, могучее дерево в Японии почиталось как воплощение божества (ками), в то же время из дерева изготовлялось множество необходимых человеку в повседневной жизни вещей, начиная с дома и кончая брелоком нэцкэ. В Японии всегда существовала высокая культура обработки древесины, а умение всматриваться в материал, ценить его природную красоту привносили в работу мастера по дереву творческую одухотворённость. Для японцев деревянные вещи обладают особой теплотой, которую они очень высоко ценят.
В префектуре Тояма (центральная часть острова Хонсю) и в районе Осака существовали ремесленные центры, где изготавливали разные ширмы, панно (для оформления храмов и жилищ) и экраны (цуйтатэ). Там работали ремесленники разного профиля: резчики по дереву и кости, мастера по лаку, специалисты по инкрустации, декораторы-рисовальщики.

На двух створках, обрамленных великолепной резьбой изображены фигуры драконов в клубящихся облаках устремлённые вверх, кусты ирисов, глицинии, птицы, черепахи миногамэ, карпы.

Японское искусство глубоко символично.

Изображение дракона получило широкое распространение в японском изобразительном искусстве и специальный термин – га-рю (картина дракона). Позднее образ дракона стал популярен в декоративно – прикладном искусстве. Дракон как символ высшего потенциала часто изображался в буддийских монастырях – и в росписях на потолках, на внутренних перегородках (фусума), а также на храмовой утвари. Дракон, обладающий столь внушительным могуществом, получил новую окраску в искусстве периода Мэйдзи. На волне патриотического подъёма он стал символизировать мощь и величие страны.

Ирис в Японии совершенно справедливо считается одним из самых неприхотливых и выносливых растений, это цветок самурая, символизирующий стойкость мужчины и воина. Особое место занимает ирис в истории и культуре Японии. Одна древняя легенда рассказывает о том, как это растение попало в сады японских императоров.

Фудзи – японская глициния, цветет поздней весной или в начале лета сиреневыми и белыми цветами, спускающимися с ветвей длинными гирляндами. Произношение названия (фудзи) связывают с расцветом клана известной фамилии Фудзивара. Фудзивара но Сёси, которая стала императрицей при Итидзё в 1000 году была прозвана “фудзицубо” (藤壺、ふじつぼ – дословно горшок с глицинией, ваза с глицинией), т.к. глицинии были повсюду в ее саду.

Цапля солярная птица, имеющая много общего с журавлем и аистом. Кроме того, символизирует бдительность и спокойствие. Это птица вод. В буддизме и даосизме принимает символизм журавля. В китайской и японской символике белая цапля, ассоциируясь с черной вороной, образует противопоставление инь-ян, солярного и лунного, света и тьмы, существа серьезного, и молчаливого (мыслителя), и другого, зловредного и болтливого. Цапля олицетворяет такт и деликатность, так как оно взлетает, не замутив воды. В искусстве она ассоциируется с ивой.

В японской мифологии черепаха миногамэ отличается от обычных черепах удлиненным хвостом. Порой миногамэ выглядит как гибрид дракона и черепахи. Преподнося фигурку черепахи в подарок, уместно напомнить, что это древний символ мироздания. Черепаха – покровительница материнства, она является символом долголетия, мудрости и силы.

Карп символизирует дух настоящего мужчины, который подобно карпу, преодолевающему бурные течения и пороги, преодолевает все жизненные трудности и невзгоды – достигает высокого положения в обществе. Пара рыб олицетворяет гармонию в семье, природе, во Вселенной.

Ширма имеет большую художественную ценность, может быть достойным пополнением музейных и частных собраний.