166. Ширма двух створчатая “Мифологические сюжеты”
Дерево, ажурная резьба, лаки, тонировка.
Япония, период Мэйдзи (1868-1912).
Створка слева, высота – 242,5 см, ширина – 110 см.
Створка справа, высота – 239,5 см, ширина – 112,5 см.
Настоящее произведение является образцом японской художественной продукции конца XIX начала ХХ вв. В этот период, когда Запад «открыл» для себя Японию, европейский рынок насыщался произведениями искусства этой загадочной страны. Наряду с фарфором и эмалями, в моду входят лаковые ширмы и панно, которые органично вписывались в модный интерьер указанного времени.
С раннего времени старое, могучее дерево в Японии почиталось как воплощение божества (ками), в то же время из дерева изготовлялось множество необходимых человеку в повседневной жизни вещей, начиная с дома и кончая брелоком нэцкэ. В Японии всегда существовала высокая культура обработки древесины, а умение всматриваться в материал, ценить его природную красоту привносили в работу мастера по дереву творческую одухотворённость. Для японцев деревянные вещи обладают особой теплотой, которую они очень высоко ценят.
В префектуре Тояма (центральная часть острова Хонсю) и в районе Осака существовали ремесленные центры, где изготавливали разные ширмы, панно (для оформления храмов и жилищ) и экраны (цуйтатэ). Там работали ремесленники разного профиля: резчики по дереву и кости, мастера по лаку, специалисты по инкрустации, декораторы-рисовальщики.
На двух створках, обрамленных великолепной резьбой изображены фигуры драконов в клубящихся облаках устремлённые вверх, кусты ирисов, глицинии, птицы, черепахи миногамэ, карпы.
Японское искусство глубоко символично.
Изображение дракона получило широкое распространение в японском изобразительном искусстве и специальный термин – га-рю (картина дракона). Позднее образ дракона стал популярен в декоративно – прикладном искусстве. Дракон как символ высшего потенциала часто изображался в буддийских монастырях – и в росписях на потолках, на внутренних перегородках (фусума), а также на храмовой утвари. Дракон, обладающий столь внушительным могуществом, получил новую окраску в искусстве периода Мэйдзи. На волне патриотического подъёма он стал символизировать мощь и величие страны.
Ирис в Японии совершенно справедливо считается одним из самых неприхотливых и выносливых растений, это цветок самурая, символизирующий стойкость мужчины и воина. Особое место занимает ирис в истории и культуре Японии. Одна древняя легенда рассказывает о том, как это растение попало в сады японских императоров.
Фудзи – японская глициния, цветет поздней весной или в начале лета сиреневыми и белыми цветами, спускающимися с ветвей длинными гирляндами. Произношение названия (фудзи) связывают с расцветом клана известной фамилии Фудзивара. Фудзивара но Сёси, которая стала императрицей при Итидзё в 1000 году была прозвана “фудзицубо” (藤壺、ふじつぼ – дословно горшок с глицинией, ваза с глицинией), т.к. глицинии были повсюду в ее саду.
Цапля солярная птица, имеющая много общего с журавлем и аистом. Кроме того, символизирует бдительность и спокойствие. Это птица вод. В буддизме и даосизме принимает символизм журавля. В китайской и японской символике белая цапля, ассоциируясь с черной вороной, образует противопоставление инь-ян, солярного и лунного, света и тьмы, существа серьезного, и молчаливого (мыслителя), и другого, зловредного и болтливого. Цапля олицетворяет такт и деликатность, так как оно взлетает, не замутив воды. В искусстве она ассоциируется с ивой.
В японской мифологии черепаха миногамэ отличается от обычных черепах удлиненным хвостом. Порой миногамэ выглядит как гибрид дракона и черепахи. Преподнося фигурку черепахи в подарок, уместно напомнить, что это древний символ мироздания. Черепаха – покровительница материнства, она является символом долголетия, мудрости и силы.
Карп символизирует дух настоящего мужчины, который подобно карпу, преодолевающему бурные течения и пороги, преодолевает все жизненные трудности и невзгоды – достигает высокого положения в обществе. Пара рыб олицетворяет гармонию в семье, природе, во Вселенной.
Ширма имеет большую художественную ценность, может быть достойным пополнением музейных и частных собраний.