37. Ширма четырёхстворчатая ко-бёбу “Ханагурума”
Шёлк, вышивка гладью золотыми и шёлковыми нитями.
Япония, период Тайсё (1912-1926)
Подпись : Кинсэн;
Печать : Ката. Экспертиза Гос.музея Востока.
Высота – 90 см, ширина – 170 см.
В период Нара (646–794) произошло зарождение оригинальной японской ширмы, их внешнего вида. Первые ширмы в Японии были при дворе императора и служили для важных церемоний. Роспись на панелях производилась по шёлку; скрепление панелей производилось при помощи нитей шёлка.
В период Хэйан (794–1185) ширмы стали частью интерьера домов даймё, а также буддистских и синтоистских храмов. На храмовых ширмах часто можно встретить изображение поэта-отшельника или мудрецов. Дзэнигата (яп. 銭形), металлические детали круглой формы, стали использоваться для скрепления панелей ширмы. В конце IX века на ширмах стали появляться японские сюжеты. Это связано с развитием стиля синдэн-дзукури в архитектуре. Именно в хэйанскую эпоху в Японии развивалась концепция эмоционального отношению к вещам, в том числе ширмам, стремление видеть в вещах красоту и очарование (аварэ), что отразилось в искусстве и следующих столетий.
В период Муромати (1392–1568) ширмы появились во многих домах, магазинах и додзё. Чаще всего встречались двустворчатые ширмы. Вместо дзэнигаты для скрепа стали использоваться бумажные петли. Таким образом, масса ширмы существенно уменьшалась. Также эта технология позволила отказаться от вертикальных деревянных вставок на сгибах, и художники могли создавать единый рисунок по всей поверхности ширмы. Пейзажи в технике суйбоку одним из первых на ширмах стал делать Сюбун. В Киото зародилcя особый жанр росписи ширм с панорамными видами города и его пригородов ракутю ракугаи.
Период Адзути-Момояма (1568–1600) и начало периода Эдо (1600–1868) характеризуется ростом популярности ширм, они стали появляться в жилищах самураев, становясь символом их силы и богатства. В процессе изготовления ширм и тематике росписи произошли некоторые изменения. В связи с тем, что ширма стала нести в себе символ богатства, роспись часто делали на золотом фоне яркими красками, среди сюжетов появились картины из повседневной жизни (среди которых можно выделить Тагасодэ), а также эпические сцены, пейзажи с четырьмя временами года, животные и растения. Пионерами в этом стали представители школы Кано и мастер Кано Эйтоку.
В XIX веке в связи с возникновением и популярностью японизма японские ширмы стали импортировать в Европу. Французский художник Одилон Редон создал серию панелей, вдохновившись японскими бёбу. В настоящее время процесс изготовления ширм часто автоматизирован, некоторые семьи, передающие своё ремесло из поколения в поколение, продолжают традиции ручного изготовления бёбу.