281. Ваза «Альпийский пейзаж»
Цветное стекло, включения голубой пудры, фиолетово-янтарный слой.
Клеймо: «Galle» (Эмиль Галле).
Школа: Нанси.
Стиль: Ар-нуво.
Начало ХХ века.
Высота — 28,5 см.
Galle Emil (Галле Эмиль) (1846‑1904)- французский дизайнер и художник, представитель модерна, реформатор художественного стекла.
Родился в городе Нанси 8 мая 1846 года, сын Ш.Галле-Рейнемера, видного предпринимателя, производившего артстекло и керамику. Занимался рисованием и стеклоделием, а также ботаникой, минералогией и философией в училищах Веймара (1862–1866гг.), работал на предприятии отца в Сен-Клемане близ Нанси (с 1865г. и после 1867г.) и стекольной фабрике в Мейзентале (Эльзас, 1866–1867гг.). После ухода отца на покой (1874г.) возглавил семейное дело и завел собственную мастерскую. Испытал влияние мусульманского, китайского и японского декоративного искусства.
На Всемирной выставке в Париже 1878 года Эмиль Галле привлёк внимание умением соединять разнообразные технические инновации с художественно-образным мышлением в декоративных изделиях, в том числе придавая им символическое значение.
Галле успешно применял свои технические и естественнонаучные познания в художественном творчестве, что отвечало главному девизу искусства периода модерна: «Назад к природе». Эмиль Галле сумел создать оригинальный «флоральный стиль» декорирования изделий из стекла, который и был впоследствии назван его именем: «стиль галле», или «стекло галле».
Галле был первым из художников, кто раскрыл возможности техники химической обработки (травления слабым раствором плавиковой и соляной кислот) многослойного цветного стекла. Он применял эту технику с помощью кисти и кислоты, свободным мазком, как в акварели, снимая один слой стекла за другим, лишь частично используя крытьё мастикой. Галле в точности передавал все особенности «анатомии» растений, но при этом «натуральный рисунок» цветов и растений преображался настолько, что однажды О. Уайльд заметил: «В вазы Галле нельзя ставить цветы, в них они всегда выглядят увядшими». Галле использовал «лунное стекло» (с добавлением оксида свинца), пескоструйную обработку и частичное шлифования верхних слоёв «нацвета». Он также использовал придуманную им самим технику прозрачной эмалевой росписи «лунный свет» (clair-de-lune): подкраску оксидами кобальта, придающими стеклу сапфировый оттенок. Такие изделия художник продемонстрировал на Всемирной выставке 1878 года. Галле сочетал травление и пескоструйную обработку с гравировкой и шлифованием стекла, что придавало стеклу образ, напоминающий камеи из прозрачного камня, отсюда название «камейное стекло». Варьируя приёмы работы с горячей стеклянной массой, вводя в толщу стекла золотую и серебряную фольгу, асбестовые волокна, пузырьки воздуха и нарочитые трещинки (техника краклэ), Галле получал, если воспользоваться его собственным термином, «стеклянные маркетри», добиваясь впечатления «естественности натурального камня». Натуральные мотивы преображались у него в зримую поэзию цветов, лугов, лесов и гор. Так родилась серия ваз «Геология».