23. Статуэтка из горного хрусталя «Будай-Хотэй»
23. Статуэтка из горного хрусталя «Будай-Хотэй»
Горный хрусталь, резьба.
Подставка — кап вяза.
Китай, ХХ век.
Высота – 6,5 см, (с подставкой).
Настоящее изделие является характерным образцом декоративной скульптуры Китая. Предметы такого рода предназначались для размещения на домашнем алтаре, или в специальной нише.
Будай (布袋) или по-японски Хотэй скорее легендарный, чем исторический персонаж, принадлежащий к буддийской традиции. В Китае и Юго-Восточной Азии он был позднее признан воплощением Майтрейи (Будды Будущего). Прообразом Будая послужил буддийский монах Ци Цы, или Ши Ци-цы (буквально «Обещающий Это»), живший в конце IX – начале X веков (в последние годы Империи Тан и первые годы Империи поздняя Лян). Первое документальное свидетельство о Ци-цы содержится в «Жизнеописаниях достойных монахов, [составленное при династии] Сун», датируемых 988 годом. В 21 томе вышеуказанного сочинения, в разделе «Гяньтун пян (感通篇)» записана легенда о «Монахе Цицы (釈契此) из династии Тан, провинция Минчжоу, город Фэнхуа». Местом рождения монаха исторические документы указывают город Фэнхуа в провинции Минчжоу (в наши дни – город Нинбо в провинции Чжецзян). Ци-цы жил на горе Симиншань, но не в монастырях (там он лишь изредка оставался на ночлег), а сам по себе. При этом он не был монахом-отшельником или монахом-затворником. Каждый день он спускался с горы и бродил по окрестным базарам, прося денег на пропитание у буддийских монахов и мирян.