109. Окимоно “Каннон с львом карасиси и карако”
109. Окимоно “Каннон с львом карасиси и карако”
Слоновая кость, резьба, тонировка.
Япония, конец XIX века.
Мастер: Масатама.
Высота – 34,5 см (с подставкой).
Настоящее изделие является характерным образцом декоративной скульптуры Японии и относится к разряду окимоно (букв. «вещь, которую ставят»). Предметы такого рода предназначались для размещения в специальной нише токонома традиционного японского дома, или на полке рядом с ней. Окимоно отличает необыкновенное сюжетное разнообразие: от изображений божеств, мифологических, исторических персонажей до картин быта и природы.
Каннон — богиня милосердия в японской мифологии, способная перевоплощаться. Образ Каннон попал в Японию из Китая вместе с буддийским вероучением, где имеет соответствие в богине-бодхисаттве Гуаньинь. Считалась воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары, а также помощником будды Амитабхи. Часто изображается многорукой. Согласно буддийским поверьям, она помогает людям, появляясь в тридцати трёх образах. Существует много рассказов о том, что богиня Каннон в вещем сне посылает счастье молящимся в её храме, но счастье это иногда покупается тяжёлой ценой.
Карасиси («китайский лев») — персонаж китайского происхождения, который пришел в Японию с континента вместе с буддизмом. В Китае и Корее существовал обычай ставить перед воротами храма два стилизованных изображения львов — охранителей храма от злых духов. В Японии этот обычай также был распространен, причем одну из статуй называли «карасиси», а другую — «комаину» («корейская собака»).
Карако – прославленный китайский ребенок. Изображение мальчиков обладает очень четкой и сильной символикой: оно является пожеланием появления в семье наследника мужского пола, который бы занял высокое общественное положение и таким образом принес семье благополучие. Позже Карако стал считаться благожелательным символом, приносящим счастье, удачу и благополучие.