160. Такарабунэ “Корабль счастья”
Слоновая кость, дерево, резьба, гравировка, тонировка.
Япония, конец XIX начало XX века.
Высота – 20 см, длина – 48 см, с подставкой.
Такарабунэ 宝船 – дословно переводится как “корабль сокровищ”, корабль на котором приплыли в XV веке в Страну Восходящего солнца семеро китайских мудрецов из бамбуковой рощи. В канун Новогодних праздников волшебный корабль сокровищ такарабунэ вошел в порт и высадил на берег недалеко от Киото семь богов счастья. Семь богов готовы наделить счастьем любого, существует поверье: если изображение такарабунэ положить в новогоднюю ночь под подушку, то следующий год будет удачным.
В данном случае три бога счастья:
Эбису – один из семи богов удачи в синтоизме, бог рыбалки, океана и труда, а также хранитель здоровья всех маленьких детей. Божество честного труда и торговли, покровитель крестьян. Единственный из Семи богов счастья, который имеет японское происхождение.
Имя Эбису происходит от термина “чужеземец” или “варвар” и, как полагают многие, отсылает нас к тем временам, когда на ранних богов возлагалась надежда помочь обрести прагматические навыки общения с прибывшими из дальних стран. Также Эбису считается богом утренней зари и защитником детей.
Бэндзайтэн — в синтоизме богиня и один из семи богов счастья. Часто имя Бэндзайтэн сокращается до Бэнтэн. Изначально Бэнтэн была индийской богиней Сарасвати, почитаемой в Ведах как богиня рек и супруга верховного бога Брахмы. Как и другие индийские божества, попала в Японию вместе с буддизмом. Вскоре после этого Бэндзайтэн стала всенародной любимицей. В первую очередь Бэндзайтэн почитается как божество воды. Главное святилище богини расположено около города Камакура, на острове Эносима. Святилища, расположенные на небольших островках внутри водоёмов, также в подавляющем числе случаев посвящены Бэнтэн. Также Бэнтэн часто чтут как распределяющую воду ками на вершинах гор, у истоков горных потоков.
Дайкоку — покровитель крестьян, бог богатства, изображается с молотом, исполняющим желания, и мешком риса. Первоначально был божеством тантрического буддизма. Из индийского пантеона Махакала перешёл в буддийский, как один из богов-защитников будд от темных сил. В седьмом веке отправившийся в Индию китайский монах Ицзин упомянул в своих путевых заметках тот факт, что встречал в индийских храмах двурукие статуэтки Махакалы, выступающего покровителем кухни. Данная мода прижилась и в Китае, где Махакала также стал покровителем кухни. В девятом веке Китай посетил основатель школы Тэндай, который завёз в Японию статуэтку Махакалы. Так как имя «Махакала» означало «Большой чёрный», в Японии бог стал именоваться Дайкокутэном, что было дословным переводом «Махакала» с санскрита на японский. Начиная с четырнадцатого века Дайкокутэн прочно утвердился в числе семи богов счастья, в роли кухонного бога снабжающего верующих едой. В этой роли он стал представляться как дородный торговец, с заплечным мешком, полным провизии. Среди купцов он стал почитаться как покровитель бизнеса, а в западной Японии он стал воплощением бога полей.