3. Окимоно «Жаба»
3. Окимоно «Жаба»
Дерево, резьба, лаки, тонировка, инкрустация рогом.
Япония, период Мэйдзи (1868—1912)
Мастер: Масанао.
Размеры: высота — 15 см, длина — 20 см.
Окимоно имеет подпись Масанао. Мастера Масанао проживали в городе Ямада провинции Исэ. Основатель династии Судзуки Масанао (1815-1890) родился в провинции Исэ. Мастерскую основал в Ямаде и принял на обучение несколько начинающих резчиков, среди которых воспитал своего последователя Масанао II (1848-1922), отца следующего Масанао III (1890-2). Работы мастеров «Масанао из Исэ» знамениты во всем мире и имеют высокую коллекционную и музейную ценность. Из материалов предпочитали дерево — самшит и камфорное дерево. Изобразительные мотивы, повторявшиеся в их работах, были почти исключительно анималистические: лягушки во всех видах, тигры, крысы ит.п.
В японской мифологии жабы и лягушки являлись символом удачи и богатства. Лягушка — каэру- обозначает неуязвимость в жизненных странствиях, ибо глагол «каэру» значит «благополучно возвращаться». Поэтому у японцев лягушка нередко ассоциируется с путешествиями. Это оберег, помогающий вынести все тяготы путешествия и вернуться домой без потерь. Они стали непременными спутниками путешественников, мудрецов и лекарей.
Изображение жабы в Японии связывается чаще всего с пожеланием богатства и долголетия. Образ жабы, связанный с представлением о бессмертии, был привнесен в японскую мифологию из Китая. Старинная китайская легенда повествует о герое-лучнике, которого богиня Сиванму наградила пилюлей бессмертия. Супруга лучника выкрала пилюлю и, опасаясь гнева мужа, сбежала с ней на Луну. Съев пилюлю, она выплюнула ее оболочку, которая превратилась в белого кролика, а сама стала трехпалой жабой.