79 в. Окимоно “Урасима Таро”
79 в. Окимоно “Урасима Таро”
Слоновая кость, резьба, тонировка, гравировка.
Япония, конец XIX века.
Высота – 7 см.
Настоящее изделие является характерным образцом японской миниатюрной скульптуры окимоно (буквально: «вещь которую ставят»), предназначенной для украшения специальной ниши или полки в традиционном японском доме. Окимоно отличалось тематическим разнообразием: от мифологических персонажей до картин быта.
В широком смысле к окимоно относится все, что поставлено на полку для украшения интерьера: резные фигурки из кости, куклы, вазы для цветов и так далее. Нередко окимоно по сюжету, выразительным средствам и размерам приближаются к нэцкэ, но, в отличие от них, не имеют отверстия для шнура и могут быть использованы в исключительно декоративных целях.
Урасима Таро (яп. 浦島 太郎 Урасима Таро) — персонаж и главный герой японской легенды о молодом рыбаке, спасшем черепаху. Она оказалась прекрасной дочерью повелителя морей Рюдзина по имени Отохимэ, которая лишь временно приняла образ животного. Отохимэ пригласила Таро в подводный дворец Рюгу-дзё, где тот провёл несколько дней, однако затем попросил разрешения вернуться на берег. На прощание Отохимэ вручила Таро бумажную коробочку, приказав ни в коем случае не открывать её.
Вернувшись в свою деревню, Таро обнаружил, что за время его отсутствия прошло 700 (в другом варианте — 300) лет. Потрясённый этим обстоятельством, он открыл подаренную коробочку. Из неё вырвался дым, который окутал рыбака, мгновенно состарил и убил его. После этого Урасима стал новым богом воды, но он не смог покинуть водное пространство. Эта легенда считается одним из ранних примеров истории о путешествии во времени.