Декоративное панно “Тройка”
Дерево, живопись, лаки.
Россия, Федоскино, мастерские Н. Лукутина.
Конец XIX века, (1882-1896).
На оборотной стороне имеются три ордена в виде двуглавых орлов,
как признание высочайшего мастерства.
Высота – 31 см, ширина – 44,8 см.
Федоскинская миниатюра — народный промысел, вид русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.
В России интерес к лакам стал проявляться лишь с петровских времен. В 1721 г. один из кабинетов Петра I в петергофском дворце Монплезир был украшен 94 лаковыми панно, весьма искусно исполненными русскими мастерами в китайском стиле.
В Петербурге и его окрестностях возникли предприятия М. Бооля (пригласившего для налаживания производства французских мастеров), И. Кина, И.Пеца, Д. Орловской, И. Эка и др. В Москве и Подмосковье наиболее известны были фабрика Лукутина, Фабрика А.И. Аустена, мастерские Вишняковых, Н. Нажевщикова, братьев Сорокиных. Существовало много мелких провинциальных мастерских: Христиана Флака, Шимера, Шубарева и Данилевича и др. Мода на лакирные изделия из папье-маше проникла во многие слои общества – от аристократов до мещан.
При фабрикантах Лукутиных – преемниках Коробова – федоскинское производство выделилось среди конкурирующих мастерских. Продукция фабрики расходилась по всей России, пользовалась успехом заграницей. Кроме табакерок, выпускались всевозможные шкатулки, коробочки, портсигары, спичечницы, кошелечки, альбомы и другие мелкие бытовые предметы.
Николай Александрович Лукутин (1853—1902) — московский купец, последний владелец фабрики федоскинской лаковой миниатюры.
В молодости он служил в Уланском короля Баварского полку; был награждён за турецкую кампанию 1877—1878 годов тремя орденами, среди них — орден Св. Анны 4-й степени. Когда в возрасте 33 лет умер старший брат Пётр, продолжать семейное дело пришлось младшему брату. При нём появились третий (1882), и четвёртый (1896) гербы в клейме на изделиях фабрики. Вступив в 1888 году, после смерти отца, во владение фабрикой, Николай Александрович Лукутин построил для неё (в 1893 году) новое здание — вместо обветшавшего; разработал и ввёл «Правила внутреннего распорядка в мастерских бумаго-лакировочного производства». Открыл в своём доме на Тверской (ныне дом № 18) магазин лаковой миниатюры. В этот период в сюжетах миниатюры стали преобладать мотивы, навеянные древними былинами и сказаниями.
Ещё Н. А. Лукутин был членом правления, а затем директором «Товарищества Норской мануфактуры», а также почётным членом Московского совета детских приютов, директором Александрийского детского приюта, председателем Совета глазной больницы, директором Московского филармонического общества. Когда к нему обратился К. С. Станиславский Н. А. Лукутин вошёл в «Товарищество для учреждения Общедоступного театра» и оказал финансовую поддержку. Он был включён в правление созданного и возглавляемого Станиславским Общества искусства и литературы. В одной из постановок Станиславского — пьесе «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого, Лукутин даже вышел на сцену в небольшой роли Петрищева. За большую общественную и благотворительную деятельность Николай Александрович Лукутин был возведён в 1900 году в потомственное дворянское достоинство.
В 1901 году «Т-во скоропеч. А. А. Левенсон» выпустило в свет «Каталог русского фарфора коллекции Н. Л. Лукутина».
Похоронен в Донском монастыре на обширном семейном участке купцов Лукутиных.
Технология производства изделий, которой пользовались лукутинцы, сохранилась в общих чертах и в наши дни. Первичным материалом служит картон. Тонкие его полосы промазываются клейстером и плотно навиваются на деревянные или металлические болванки, соответствующие формам и размерам будущих изделий. В несложном прессе подобные катушки выдерживаются до «завязи», после чего снимаются и просушиваются на вольном воздухе. Из того же картона прессуются пластины, предназначенные для донышек и крышек. После того, как заготовки пропитают льняным лаком, их снова сушат, вернее «прокаливают» в специальных камерах. Закалка, длящаяся 5-6 дней, придает папье-маше – так называется материал – легкость и прочность. Заготовки попадают к столярам, которые создают из них изделия с донышками и крышками. Затем грунтовщики и лакировщики покрывают их несколькими слоями масляного грунта и черного лака, причем каждый слой просушивается и шлифуется пемзой. Внутренняя поверхность изделий окрашивается в красный цвет.