119. Скульптура “Дракон с жемчужиной Тама”
119. Скульптура “Дракон с жемчужиной Тама”
Бронза, литьё, прочеканка, гравировка, патинирование, стекло, подставка – спил дерева.
Япония, период Мэйдзи (1868-1912).
Высота – 34 см, длина – 33 см (с подставкой)
Экспертное заключение.
Представленная анималистическая скульптура дракона, очень значимого существа в дальневосточной мифологии, эффектна, в другую очередь, сточки зрения композиционного решения. Извивающаяся фантастическая рептилия поднимается из водной стихии, устремляясь ввысь. В одной из лап у него стеклянный шар, который имеет весьма разнообразную трактовку – солнце, луна, символ грома, яйцо, символизирующее дуальность мироздания, жемчужина потенциальной силы- «тама». В светском искусстве чаще всего дракон стал изображаться с жемчужиной.
В древнекитайской мифологии дракон стал олицетворением Неба и мужского начала, а также символом востока, восхода солнца, весны и дождя, Он выступает воплощением деятельной энергии Природы, благодаря которой постоянно совершается циклический процесс зарождения , развития и разрушения всех явлений и вещей. «Он – гений силы и положительного начала. Он – дух перемен, а значит и самой жизни», сказал об этом персонаже известный японский культуролог Окакура Какудзо (1862- 1913). Дракон имеет множество ипостасей. В данном случае представлен дракон, обитающий в морской среде.
Изображение дракона получило широкое распространение в японском изобразительном искусстве и специальный термин – га-рю (картина дракона). Позднее образ дракона стал популярен в декоративно – прикладном искусстве.
Дракон как символ высшего потенциала часто изображался в буддийских монастырях – и в росписях на потолках, на внутренних перегородках ( фусума ), а также на храмовой утвари. Дракон, обладающий столь внушительным могуществом, получил новую окраску в искусстве периода Мэйдзи. На волне патриотического подъёма он стал символизировать мощь и величие страны.