142. Окимоно «Обезьяна с инро»
Бронза, литье, прочеканка, гравировка, золочение, серебрение, патинирование.
Япония, период Мэйдзи (1868-1912)
Мастер: Ватанабэ Ёсимаса.
Размеры без подставки: высота – 26,5 см.
Размеры с подставкой: высота – 29 см, ширина – 22 см, глубина – 38 см.
Настоящее изделие является характерным образцом японской авторской скульптуры периода Мэйдзи (1868 – 1912) созданной в технике художественного литья с последующей прочеканкой, гравировкой и патинированием поверхности, традиционным методом «рогата» («форма утраченного воска»), сложившихся при буддийских монастырях в период раннего средневековья.
Подобные произведения пользовались большим спросом и в самой Японии и за рубежом. Однако, такие скульптуры, хотя они и тиражировались, не были массовыми, поскольку традиционная техника отливки «рогата», применявшаяся ещё в древности, была трудоёмкой и требовала высокой квалификации.
Данная скульптура изображает одетую в кимоно обезьяну смотрящую через очки на маленькую обезьянку-нэцкэ, прикрепленную к инро. Нэцкэ обезьянки делает детский жест Акамбэ, оттягивая нижнее веко вниз, это эквивалент показа кому-то языка.
Обезьяна — сару входит в число двенадцати зодиакальных животных японского гороскопа. Помимо этого, каждый шестидесятый день восточного календаря был посвящен обезьяне, этот день называется косин но хи и тесно связан с культом косин. В этот день люди старались не ложиться спать, моля бога-обезьяну о долгой жизни. В святилищах Хиэ до сих пор можно увидеть изображение бога-обезьяны Санно Гонгэн. В японской мифологии существует божество Сарутахико, которое является досодзином — хранителем дорог. Сарутахико может принимать облик обезьяны, поэтому его часто почитают вместе с Санно Гонгэн.
Художественные работы по металлу, выполненные японскими мастерами, были и остаются одними из лучших в мире. Их поразительная точность в отображении даже самых мелких деталей поражает как простых обывателей, так и людей, близко знакомых с данным видом творчества. Высокое качество произведений объясняется вековым соблюдением традиций декорирования изделий.