2. Скульптура «Енотовидная собака и цапля»
2. Скульптура «Енотовидная собака и цапля»
Бронза, литьё, прочеканка, патинирование.
Япония, период Мэйдзи (1868-1912)
Высота — 20 см, длина — 53 см.
Экспертное заключение: Государственного музея Востока.
Данное произведение представляет характерный образец изобразительного искусства периода Мэйдзи. Это было время обновления, модернизации страны после двух
с половиной веков самоизоляции от внешнего мира. В искусстве появились новые тенденции, формы и жанры, демонстрирующие синтез национальных и европейских
художественных систем. Одним из новых явлений стала станковая скульптура. До этого в Японии существовала буддийская скульптура и мелкая пластика. В период Мэйдзи
государственной религией стал синто («путь богов») и практически прекратились заказы на отливку буддийских изображений для храмов. Без работы остались также мастера, изготовлявшие мечи и детали к ним. Многие из них были профессионалами высочайшего уровня, и они оказались востребованы для создания крупных декоративно-эффектных произведений (вазы, скульптуры), которые поражали западных зрителей на международных выставках, в которых Япония стала принимать участие с 1870-х гг.
Появились в это время мастерские и фирмы, где создавались произведения из бронзы и сплавов металлов. Их продукция почти полностью шла на экспорт, и была чрезвычайно востребована в западном мире. Представленная работа является одним из подобных произведений.
Сцена отличается точной, выразительной композиционной выстроенностью и посвоему содержательным подтекстом. Художник сумел передать ощущение движения тануки, который только что подошел и внимательно смотрит на птицу. Несмотря на определенный драматизм, нет даже намека на агрессивность. Это — картинка Природы, в одном из ее естественных проявлений, с поэтическим настроением, перекликающимся с образным строем поэзии трехстиший (хайку).
Красивый контраст скульптуре создает замечательная подставка из толстого древесного спила.
Представленное произведение можно отнести к первоклассным образцам бронзовой пластики периода Мэйдзи. Имеет музейное значение.