213. Скульптура “Фазан”
213. Скульптура “Фазан”
Бронза, литье, прочеканка, гравировка, полихромное патинирование, золочение.
Япония, конец XIX века.
Мастер: Масацунэ.
Высота- 25.5 см, длина- 53 см, (размеры с подставкой).
Произведения японского художественного металла стали известны на Западе только во второй половине XIX века, когда Япония прервала более чем двухсотлетнюю изоляцию и начала принимать активное участие в первых Всемирных выставках второй половины XIX – начала XX века. Они стремились познакомить мир со своей историей и культурой, с обычаями и традициями, с достижениями художественных ремесел. Так, на протяжении многих веков японские мастера художественного литья развивали искусство составления сплавов, которые можно было тонировать, применяя другие сплавы и кислоты природного происхождения для того, чтобы создать необычайно широкий диапазон оттенков и совершенствовать мастерство отделки в разных стилях.
Фазан на Дальнем Востоке- это эмблема почета, знак отличия человека, успешно продвигающегося по служебной лестнице. Кроме того, в Японии эту птицу считали «исконно японской», ее воспевали в поэзии со времен первой антологии: «Собрание мириад листьев» (8-ой век), в которой были собраны стихи многих поколений поэтов и жемчужины народного творчества – песни землепашцев, рыбаков, простых людей. Фазан считался священной птицей, связанной с семьей, родительской заботой. Его голос напоминал о родном доме, его называли «ночным журавлем», что означало «пожелание долголетия родному гнезду». Народное поверье приписывало ему способность поедать змей, а аристократы любовались его красотой. Поэтому изображение фазанов вызывало в памяти поэтические творения ушедших поколений. Возможно, данная иконография навеяна знаменитым трёхстишием Ёса Бусона ( 1716 – 1783):
Долго тянется день.
Фазан на мосту уселся –
Не улетает…