48. Скульптура “Дракон с вазой”
48. Скульптура “Дракон с вазой”
Бронза, литье, прочеканка, патинирование.
Подставка – красное дерево, резьба, лаки.
Япония, конец XIX в.
Мастер: Хидэясу Ёнэда.
Высота – 54 см, ширина – 44 см, (с подставкой)
Представленная анималистическая скульптура дракона, очень значимого существа в дальневосточной мифологии, эффектна, в другую очередь, сточки зрения композиционного решения. Извивающаяся фантастическая рептилия поднимается из водной стихии, устремляясь ввысь. В одной из лап у него ваза, с изображением дракона и жемчужины – Тама которая имеет весьма разнообразную трактовку – солнце, луна, символ грома, яйцо, символизирующее дуальность мироздания, жемчужина потенциальной силы. В светском искусстве чаще всего дракон стал изображаться с жемчужиной.
В древнекитайской мифологии дракон стал олицетворением Неба и мужского начала, а также символом востока, восхода солнца, весны и дождя, Он выступает воплощением деятельной энергии природы, благодаря которой постоянно совершается циклический процесс зарождения , развития и разрушения всех явлений и вещей. «Он – гений силы и положительного начала. Он – дух перемен, а значит и самой жизни», сказал об этом персонаже известный японский культуролог Окакура Какудзо (1862- 1913). Дракон имеет множество ипостасей. В данном случае представлен дракон, обитающий в морской среде.
Изображение дракона получило широкое распространение в японском изобразительном искусстве и специальный термин – га-рю (картина дракона). Позднее образ дракона стал популярен в декоративно – прикладном искусстве.