56. Скульптура «Лев с шакалом»
Бронза, литьё, прочеканка, гравировка, патинирование,
инкрустация глаз янтарем, подставка — кап японского вяза.
Япония, период Мэйдзи (1868-1912), конец ХIХ века.
Размеры с подставкой:
Высота — 27,5 см, длина — 60 см.
Экспертное заключение.
Настоящее изделие является характерным образцом японской авторской скульптуры периода Мэйдзи (1868 – 1912) гг., созданной в технике художественного литья с последующей прочеканкой, гравировкой и патинированием поверхности. Произведение скомпоновано из двух отдельно отлитых скульптур, традиционным методом «рогата» («форма утраченного воска»), сложившихся при буддийских монастырях в период раннего средневековья. Композиция размещена на подставке из спила капа японского вяза.
Запечатлен драматический момент схватки, когда лев, опрокинувший навзничь скулящего шакала, став в грозную позу и прижал его к земле мощными лапами. Все детали композиции передают кульминацию поединка: стойка льва, его оскал пасти, напряженно изгибающийся хвост хищника, каждый напрягшийся мускул отличаются выразительностью. Под его мощными лапами в беспомощной позе лежит поверженный шакал с поджатым хвостом, жалобно скулящий и молящий пощады.
Реалистические изображение животных в бронзовой скульптуре появились в Японии в последней трети XIX века. До этого японские мастера художественного литья, не имевшие отчетливого представления об этих экзотических для Японии животных, воспроизводили модели буддийского искусства Индии и Китая, создавая достаточно условные и фантастические образы.
Сюжет борьбы льва с шакалом олицетворяет собой победу добра и благородной силы над коварством и хитростью. Лев выступает как символическое воплощение истинного закона, способному противостоять агрессивному и злому началу, которое олицетворяет шакал.