57. Скульптура «Схватка леопарда с медведем»
Бронза, литьё, прочеканка, гравировка, полихромное патинирование,
подставка — кап японского вяза.
Япония, период Мэйдзи (1868-1912), конец ХIХ века.
Клеймо мастера.
Размеры с подставкой:
Высота — 28,5 см, длина — 65,5 см.
Настоящее изделие является характерным образцом японской авторской скульптуры периода Мэйдзи (1868 – 1912) гг., созданной в технике художественного литья с последующей прочеканкой, гравировкой и патинированием поверхности. Произведение отлито традиционным методом «рогата» («форма утраченного воска»), сложившихся при буддийских монастырях в период раннего средневековья. Композиция размещена на подставке из спила капа японского вяза.
Произведения японского художественного металла стали известны на Западе только во второй половине XIX века, когда Япония прервала более чем двухсотлетнюю изоляцию и начала принимать активное участие в первых Всемирных выставках второй половины 19 – начала 20 века. Они стремились познакомить мир со своей историей и культурой, с обычаями и традициями, с достижениями художественных ремесел. Так, на протяжении многих веков японские мастера художественного литья развивали искусство составления сплавов, которые можно было тонировать, применяя другие сплавы и кислоты природного происхождения для того, чтобы создать необычайно широкий диапазон оттенков и совершенствовать мастерство отделки в разных стилях. Изделия поразили западную публику высокой техникой исполнения, необычным отношением к материалу, к цвету и фактуре, а также искусством удивительного патинирования и разнообразием техники гравировки.
Созданная в металле декоративная скульптура с изображением животных приобрела особую популярность в период Мэйдзи (1868 – 1912гг.). В ней органично сочетались воспринятые японскими мастерами уроки западноевропейской анималистической скульптуры и натуралистические традиции национальной пластики. Такие произведения в значительной степени соответствовали западному вкусу и пользовались в указанный период спросом на внешнем рынке.
Леопард символизирует свирепость, силу и быстроту; бог ветра Фудзин иногда изображался в леопардовой шкуре как знак своей ярости.
В японской мифологии медведь — могущественный дух, символ силы, мудрости и связи с природой, особенно почитаемый у айнов (коренного народа) как Ким-ун-камуй (Бог Гор), который является божеством гор и медведей, а также у японцев он фигурирует в легендах, как Оникума (демонический медведь), связан с богиней урожая, и в сказаниях о героях, как Кинтаро, который дружил с медведями, но его образ более сложный и может быть как добрым духом, так и грозным демоном, спутником богов молний.